С XVII ВЕКА НА  БЕРЕГАХ  ЕНИСЕЯ

Завоевание русскими территории будущей Енисейской губернии начиналось с низовьев Енисея. В 1600 году отрядом из 100 стрельцов и казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым был построен деревянный острог с церковью в месте впадения реки Таз в реку Мангазейку. Тем самым служилые люди положили начало первому русскому заполярному городу в Сибири - Мангазее.  Летом 1619 года тобольские казаки во главе с сыном боярским Петром Албычевым и Черкасом Рукиным в месте впадения речки Мельничной в Енисей основали Енисейский (вначале Тунгусский и Кузнецкий) острог.

Вскоре государь Михаил Федорович принял решение о постройке острога в Тюлькиной землице, в месте впадения реки Кача в реку Енисей. Важную и ответственную задачу царь возложил на сына боярского Андрея Дубенскóго, подчиненного Тобольского воеводы, который дал Дубенскому соответствующий наказ. Начинается он так:

1627 г. Июня 1. Наказ тобольских воевод князя Андрея Хованского с товарищами Андрею Дубенскóму, отправленному для строения острога на Краснóм Яру.

Лета 7135-го июня в 1 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу, воеводы князь Андрей Андреевич Хованской, Иван Васильевич Волынской да дьяки Иван Федоров, Степан Угодцкой велели Андрею Онуфриевичу Дубенскóму ехати на государеву службу в Качинскую землицу, в верх по Енисею реке, на Краснóй яр для того: указал государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии в той Качинской землице, вверх по Енисею реке, на Краснóм яру, вновь поставить острог, а для того острожного ставленья велено послать ево Андрея Дубенскóго, а с ним с Андреем служилых людей указал государь прибрати вновь в Тобольску и в иных сибирских городех, атаманов и казаков, и свое государево денежное и хлебное жалованье велел им оклады учинить, и давати свое государево денежное и хлебное жалованье на 2 года, а дав денежное и хлебное жалованье, ему Андрею с теми служилыми людьми с нарядом велел идти в Енисейской острог, а из Енисейского острогу в Качинскую землицу, и на Красном яру на реке Енисее острог поставить, и рвы накопать, и надолбы поделать и всякими крепостьми укрепить, и новых землиц людей под царскую высокую руку приводить ласкою и им говорить, чтоб они великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии служили и прямили, и ясак с тех землиц имати велено, как будет пригоже, чтоб их не ожесточить, и пашня завести. А буде к тому Красному яру, на котором месте острог поставить, прилегли некоторых землиц люди, а под царскою высокою рукою тех землиц люди быть не похотят и ясаку с себя давать не станут, и теми будет новоприборными служилыми людьми тех новых землиц под государеву высокую руку привести немочно, и Андрею Дубенскому велено про те землицы распросить, сколько тех землиц людей, которые будут непослушны и ясаку давать не учнут, и сколь далече которая земля стоит от тово Красного яру, на котором месте острог поставить, и сколько в которой землице таких людей и сколькими служилыми людьми те землицы под государеву высокую руку привести мочно и ясак с них имать. А будет к тому Красному яру подошли многих землиц люди, а под государеву высокую руку быть не похотят и на Красном яру острогу поставить не дадут, а Андрею Дубенскому с новоприборными служилыми людьми тех землиц под государеву высокую руку привести и острогу на том Красном яру без прибавошных служилых людей поставить не мочно, и ему Андрею велено о том о всем писать в Тоболеск, и к Андрею для тово из городов голов, а с ними служилых людей велено прислать в прибавку. А однолично б на том Красном яру острог поставить и тех землиц людей под государеву высокую руку привести в прямое холопство и ясак с них имать. И по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу для тово нового острожного строения прибрано в Тобольску и в иных сибирских городех 3 человека атаманов, 300 человек казаков, а денежного жалованья учинены им оклады: атаманом по 30 рублей, десятником по 5 рублей с полтиною, рядовым казаком по 5 рублей человеку, а хлебного жалованья: атаманом по 10 четвертей муки, по 4 четверти круп и толокна, пятидесятником и десятником и рядовым казаком по 5 четвертей муки да круп и толокна по четверти человеку; и то государево им хлебное и денежное жалованье давано на 2 годы: июня с 1-го числа нынешнего 135-го году до июня же по 1-е число 137-го году по окладом их сполна; а кому именем служилым быть людем с Андреем Дубенским на государеве службе на Красном яру велено быть, и ему дан имян их список за дьячьею подписью. А наряд чинить с Андреем для тое службы послан из Тобольска. И Андрею Онофреевичу Дубенскому с служилыми людьми итти на государеву службу в Качинскую землицу для нового острожново ставленья Обью и Кеть рекою на Енисейской острог с великим поспешеньем денно и ночно, не мешкая нигде ни часу…[1]

Набор людей для предстоящего похода, финансирование и снаряжение экспедиции проходили с большими трудностями. Андрей Дубенской планировал «прибрать» 500 казаков. Из-за недостатка необходимых финансовых средств, численность отряда  несколько раз корректировалась. Вначале эта цифра снизилась до 400 человек, окончательно же, денежное, хлебное и соляное жалование, оружие и боеприпасы выделили лишь на 300 казаков. Людей набрали в Тобольске, Тюмени и Верхотурье.

20 июня 1627 года из Тобольска («Тоболска» или «Тоболеска», как его тогда часто называли) служилые люди под руководством сына боярского воеводы Андрея Ануфриева Дубенского начали свой поход в Тюлькину землицу. Отряд насчитывал 303 человека, в том числе 270 рядовых казаков, 3-х атаманов, или сотников. Атаманами были: ссыльный «литвин» Иван Федоров Астраханец, Ермолай Остафьев и Иван Елфимов Кольцов из Великого Устюга. Каждая сотня состояла из двух полусотен, которые возглавляли шесть пятидесятников: Парфентий Петров, Афанасий Иванов Путимец, Василий Яковлев Москвитин, Иван Фадеев, Захар Игнатьев и Иван Сафронов Чечулин. Самым низшим звеном отряда были десятки, которыми командовали 24 десятника.

Условия похода оказались крайне тяжелыми. До холодов удалось достичь Енисейска, где отряд остался на зимовку, что входило в планы экспедиции. Как только Енисей очистился ото льда, 9 мая 1628 года отряд двинулся дальше вверх по Енисею. Путь от Енисейска до Казачинского порога составил три недели, сам порог преодолевали две недели. На пороге казаков встретили аринские князцы Татуш и Абытай. Встреча прошла в мирной и даже дружественной обстановке. Инородцы преподнесли русским черемшу, ревень, молоко и мясо. Спустя почти год после выхода из Тобольска, в середине июля 1628 года отряд Андрея Дубенского добрался до устья реки Кача.

Менее чем за две недели, в период с 6 по 18 августа 1628 года, казаки построили малый деревянный острог, который вначале назвали «Новой Качинской Краснóй Острог», а в дальнейшем, с середины XVII века стало употребляться название «Краснóй Яр. Первая отписка от Андрея Дубенского поступила в Тобольск 15 октября 1628 года и содержала сообщение, что постройка острога, согласно данным указаниям, во всех частях выполнена. Казаки сделали всякие укрепления, построили съезжую избу, амбары для хранения воинских и хлебных запасов и дворы. Такая быстрота казалась поразительной, никогда прежде города не строились в несколько недель. Известие об основании города Красноярска оказалось настолько приятно Москве, что государь в специальном указе от апреля 1629 года распорядился выделить всем служилым людям, участвовавшим в возведении острога, кроме положенного обычного жалованья, еще половину их денежных окладов, а также возместить расходы по перевозке грузов из Маковского острога в Енисейск. Кроме того, красноярские казаки освобождались на пять лет от всяких пошлин с купли и продажи.

Затем, в 1659 году в продолжение малого, рядом возвели большой острог. Впоследствии на этом месте вырос город у «Краснóго Яра» – Красноярск. Ниже изображен план Красноярска и острога 1739 года. Строительство острога было жизненно необходимо, поскольку создавался он, прежде всего, как оборонительное сооружение. Главной целью завоевания Сибири, присоединения и подчинения к Российскому государству новых территорий, была «мягкая рухлядь» - пушнина. Шкурка соболя считалась основной единицей ясачного сбора, принимался также мех горностая, бобра, лисицы, песца, рыси, куницы, белки и др. 

План г. Красноярска 1739 года, снятый геодезии капитаном Сергеем Плаутиным. СПФ АРАН Спб.
План г. Красноярска 1739 года, снятый геодезии капитаном Сергеем Плаутиным. СПФ АРАН Спб.

Близлежащие территории населяли тюркские и кетские племена аринов, качинцев, ястинцев, коттов, камасинцев, кызильцев. В южной части Красноярского уезда обитали моторы, тубинцы, койбалы, сагайцы, бельтыры и другие. Они обычно именовались как «инородцы», «татары», «подгородные татаровя», «минусинские татары», «кочующие инородцы» и т. д.                                                                                   

 

Местные племена, живущие на территории будущей Енисейской губернии до прихода русских облагались ясаком западно-монгольским Алтын-ханом. С появлением русских они стали «двоеданцами», т. е. ясак с них, кроме Алтын-хана стали брать и русские. Поскольку служилые люди Енисейского и Красноярского острогов очень долго не могли договориться о четком разграничении подконтрольных им территорий сбора ясака, между ними также возникали конфликты, при этом нередко ясак с инородцев брали и те и другие. Инородцы иногда стихийно протестовали, но до организованных выступлений против русских дело не доходило из-за племенных междоусобиц.

 

Алтын-хан же не хотел смириться с потерей огромной территории, с которой с незапамятных времен собирался ясак, и регулярно совершал опустошительные набеги на Красноярский острог и подгородные селения. Русским переселенцам приходилось воевать с кыргызами на протяжении не одного десятка лет. Отряды Алтын-хана нападали на Красноярск и окрестные деревни в 1630, 1634, 1636, 1640, 1665, 1667, 1675 и 1679 годах. Особенно тяжелыми и кровопролитными оказались осады 1640 и 1667 годов. 

 

Дальнейшее освоение юга Красноярского уезда напрямую зависело от возведения острогов в верхнем течении Енисея. Казаки построили в 1675 году  Караульный, в 1707 году Абаканский и в 1718 году Саянский остроги, постепенно вытеснив кыргызов к южным границам уезда.

 

Следует отметить, что Абаканский острог был построен лишь со второй попытки. Вначале, в 1675 году близ устья реки Абакан, на острове Сосновом поставили Абаканский острожек, который просуществовал несколько лет и был уничтожен инородцами. Об этом событии упоминается в грамоте тобольскому воеводе П.В. Шереметеву от 30 ноября 1678 года [2].

В 1707 году по указу царя, Петра Алексеевича была предпринята вторая попытка постройки Абаканского острога, для чего на реку Абакан отправили томских, кузнецких, енисейских и красноярских служилых людей под руководством томского сына боярского Ильи Цыцурина и красноярского сына боярского Конона Самсонова. В отряд входило 200 конных и 100 пеших казаков из Красноярска.

 

Казаки, обследовав предполагаемые места для строительства острога на реке Абакан, признали их непригодными, «и под страхом гневу не смели из Кыргызской земли не поставив острогу выйтить», поэтому по своему усмотрению выбрали иное место «пониже камени Турану»[3] на правой стороне реки Енисей. Этот острог впоследствии и вошел в историю, как Абаканский.

 

Строительство Саянского острога в 1718 году ознаменовало окончательное присоединение южной Сибири к России. Под прикрытием острогов начали образовываться новые русские деревни, в которых стали жить служилые люди и пашенные крестьяне. 

Фрагмент карты Красноярского уезда 1798 года с указанием Караульного, Абаканского и Саянского острогов
Фрагмент карты Красноярского уезда 1798 года с указанием Караульного, Абаканского и Саянского острогов

Среди смелых и отчаянных землепроходцев, первых русских жителей Сибири, находились и мои предки. Исторические документы донесли до нас многочисленные письменные свидетельства, связанные с жизнью и деятельностью лиц по фамилии Катцыны, проживающих в городе Красноярске, и Красноярском уезде, начиная с середины XVII в.

Так, в поименном списке казаков Красноярского острога 7170 (1662) года [4] в числе пеших казаков с денежным окладом 5 рублей в год записан Олешка Офонасьев Кадцын. Фрагмент листа 317 об. этого документа, выполненного старославянской скорописью XVII века, представлен на следующем скане из РГАДА: 

Поименный список красноярских служилых людей 1662 года, где записан казак Олешка Офонасьев Кадцын
Поименный список красноярских служилых людей 1662 года, где записан казак Олешка Офонасьев Кадцын

Далее, через семь позиций, на листе 318, с тем же годовым денежным окладом значится мой прямой предок по линии отца казак Якунка Микитин Кадцын:

Поименный список красноярских служилых людей 1662 года, где записан казак Якунка Никитин Кадцын
Поименный список красноярских служилых людей 1662 года, где записан казак Якунка Никитин Кадцын

Упоминается Якунка Никитин Кадцын и в документах о битве отряда красноярских казаков из 95-ти человек с войском киргизских воинских людей из 300 человек под «Караульным каменем» в сентябре 174-го (1667) года.

Летом 174-го года князец Алтысарского улуса енисейских киргизов Ереняк Ишеев с отрядом в 300 человек «ходил войной на Канской, Брацкой и Удинской острожки». Киргизы погромили острожки, побили и взяли в полон государевых служилых людей и ясашных татар, отбили порох и свинец, коней и рогатый скот. В ответ красноярский воевода Герасим Никитин 1-го сентября отправил на стругах вверх по Енисею отряд служилых людей из 95-ти человек во главе с атаманом Емельяном Васильевым Тюменцовым, пятидесятником Михаилом Климовым (Лалетиным) и есаулом Иваном Максимовым Пьяным. Вот некоторые строки из челобитной, поданной красноярскими служилыми людьми на имя Государя Алексея Михайловича:

Красноярского острогу служилые люди атаманишко казачье Емельянко Тюменцов пятидесятничишко Мишка Климов ясаулишко Ивашко Максимов Пьяной с товарыщи девяносто пять человек в прошлом Государь во РОД (174)–м году сентября в 1-го ис Красноярского острогу прежной воевода Гарасим Микитин посылал нас холопей твоих вверх по Енисею реке на перевозы за твоими государственными изменники за вором за Ереняком киргизским князцом Ишеевым и за ево воинскими людьми за киргизы за трема стами которые киргизы ходили войною на твоих Государевых  ясашных людей в Канскую и в Ратцкую земли и в Удинском острожке…[5]

Отряд красноярских служилых людей встретился с войском киргизов на перевозе возле Караульного камня. Кровопролитное сражение продолжалось с утра до вечера. Некоторые результаты битвы отражены в той же челобитной:

…и их киргиских воинских людей на том бою многих побили и переранили и ево Ереняка ранили ж а у нас на том бою трех человек служилых людей убили а твою Великого Государя казну порох и свинец что на том бою отбили и ясашных людей Корчюнсково князца Мангилейка взяли и привезли в Красноярской острог и отдали в твою Великого Государя казну

Милосердный Государь и Великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и малыя и белыя России Самодержец пожалуй нас холопей своих за тое нашу службу своим Государевым жалованием как тебе Великому Государю о нас милосердный Бог известил а хто на холопей твоих на твоей Великого Государя службе был и бился явственно и под сею челобитною имянной послужной список

Царь Государь смилуйся пожалуй

К сей челобитной вместо служилых людей по их велению Преображенской поп Иванище Дмитриев руку приложил

К сей челобитной вместо атамана Елисея Тюменцова да ясаула Ивана Пьяново по их велению […]

Красноярским служилым людям

Список послужной имянной хто на государевой службе был и служил и

бился явствено с изменником с Ереняком князцом с киргиским и с воинскими людми с трема стами

Атаман Емельян Тюменцов

Пятидесятник Мишка Климов

Ясаул Ивашко Пьяной

Да пятидесятник Офонко Хохряков

Петрушка Проскурнин

Максимко Внуков

Кондрашко Бочко

Ондрюшка Заплатка

Данилко Гладкой

Ерофейко Надежка

Ульянко Овдокимов

Ивашко Перов

Ортюшка Клюев

Митка Ременников

Офонка Кожевин

Олешка Худкин

Карпушка Скобелин

Оврамко Юстюжанин

Фомка Заостровец

Первушка Ондреев

Ивашко Тузнищев малой

Ивашко Казанцов

Ондрюшка Старцов

Ивашко Потехин

Якунка Кадцын

Пронка Сауров

Первушка Усков

Лучка Васильев

Тимошка Потылицын

Пашко Масленников

Федка Зырянов

Федка Коркунов

Ярмолка Плехан

Васка Григорьев

Кирилко Жданов Юдин

Ярмолко Друганко

Петрушка Балахонец

Марко Архипов

Гришка Двинянин

Мишка Поморец

Серга Путимцов

Стенка Бархатов

Ондрюшка Шарапов

Силка Потылицын

Давыдко Пайвин

Кирилко Тюменец

Микитка Карасев

Ивашко Зырянов

Ондрюшка Щудров

Ондрюшка Лалетин

Онисимко Говорухин

Якунка Баженко

Якимко Подпора

Евсейко Песегов

Петрушка Матвиев

Гришка Дементьев

Левка Чирков

Мишка Семенов

Десятник Терешка Черкашенин

Олешка Колча

Бориско Карсаков

Гришка Григорьев Черкашенин

Родка Скобелкин

Терешка Григорьев

Зиновко Черкашенин

Серга Титов

Ивашко Плотников

Петрушка Трофимов

Максимко Бутин

Богдашка Никонов

Симанко Офонасьев

Моска Олексеев

Мишка Еремеев

Кузка Вяткин

Омелка Чортов

Десятник Перша Потылицын

Карпунка Потылицын

Семейка Шахматов

Кипрушка Зырян

Васка Затрута

Ефимко Говорухин

Десятник Иван Волга

Остапка Проскурнин

Левка Коркин

Елфимко Глубокой

Пашко Ковригин

Мишка Елфимов

Данилко Толоконников

Семейка Фокин

Калинка Кочергин

Костя Олексеев

Тимошка Петлишной

Ивашко Соловьев

Костя Фирсов

Микифорко Созонов

Офонка Киселев

Стенка Зезев убит [6]

Как видим, в послужном списке красноярских служилых людей присутствует и наш предок, пеший казак Якунка Никитин Кадцын, который принимал непосредственное участие в этом известном походе и «бился явственно».

Самой тяжелой и кровопролитной стала осада Красноярского острога 1667 года. Многочисленные отряды кыргыз, калмыков, алтырцев, тубинцев, моторов пришли под Красноярск 13 мая 1667 года и осадили город. Из «Челобитной» красноярского воеводы Алексея Сумарокова Великому Государю 176 года (1667) октября 12 дня:

…холоп твой Олешка Сумороков челом бьет в нынешнем Государь в РОЕ-м году майя де ГI пришли под Красноярской острог Сенги тайшы язаны Аяжа Манжытайбун язан Кожочи тайшы с колмацкими воинскими людьми с огняным боем с пушечками и с мушкеты да с ними ж пришел собрався изменник кыргыской вор Ереняк Ишеев с кыргызы и с тубинцы и с алтырцы и с моторцы и Красноярсково города острогу и уезду деревни пашенных крестьян и казачьи заимки пожгли людей побили до смерти и скот всякой без остатку и лошади отгоняли и пришед под городом стали и город осадили и к городу беспрестанно изгоном на приступ приходили [7]

Красноярским служилым людям удалось отстоять город ценой больших жертв. Среди погибших находилось девять енисейских казаков, присланных на подкрепление. О размере потерь красноярского гарнизона можно судить по Отписке Алексея Сумарокова Великому Государю:

Раненых

1 человек сын боярской

24 человека служивых людей

2 человека пашенных крестьян

12 человек татар

Да побито Красноярских же

4 человека детей боярских

127 конных и пеших казаков

20 человек пашенных крестьян

20 человек татар

23 человека казачьих детей и гулящих людей

9 человек енисейских казаков

А хто имяны убиты того в Красноярской отписке и в росписи не писано...[8] 

Видимо красноярский пеший казак Яков Никитин Кадцын погиб в бою, либо умер от ран, в период между 1667 и 1671 годами, поскольку в документах после 1667 года его имя уже не упоминается, а в переписи города Красноярска 1671 г., в списке казачьей полусотни  черкас показан только его сын Михаил. Отрывок переписи и текст ниже:  

Фрагмент переписи г. Красноярска и уезда 6180 (1671) года
Фрагмент переписи г. Красноярска и уезда 6180 (1671) года

Гурка Ананьин сын Попков живет в городе а у него пасынок казачей сын Мишка Яковлев Кадцын 8 лет [9]

В этом фрагменте «И» с черточкой наверху (именуемой «титлом») означает цифру «8», поскольку в XVII веке в письме использовалась так называемая старославянская скоропись, в которой  арабские цифры не использовались, а числительные записывались особым образом с помощью букв старославянского алфавита. Из записи следует, что в 1671 году отца у Михаила Яковлева Катцына уже не было, а казак полусотни черкас и московских стрельцов Гурьян Ананьин Попков очевидно женился на вдове Якова Никитина  Катцына, поскольку Михайло записан, как пасынок.

Примечание - Пасынок – не родной одному из супругов сын; так сын от перваго брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок [10]

Здесь считаю необходимым сделать важную оговорку. В самых ранних документах XVII-XIX вв. наша фамилия записывалась, двояко - «Катцыны», либо «Кадцыны». Более подробно об этом читайте здесь.

В деле РГАДА [11] обнаружены и иные сведения о наших предках.

В документе с заголовком «Лета 7200 (1692) году февраля в 18 по Указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя росии Самодержец и по наказу столника и воеводы Петра Савича Мусина Пушкина Красноярской Сын Боярской Василей Многорешной с товарыщи пришел ис Красноярска на устье реки Кана февраля в 18 дня и по списку каков дан за рукою столника и воеводы Петра Савича Красноярских детей боярских и всяких чинов служилых и охочих людей смотрел а на смотре по списку объявил» на листе 17об в разделе «Охочие» записан Михаил Кадцын. Ниже фрагмент документа и его текст.

Л. 17об. Из списка Красноярских служилых людей 1692 года
Л. 17об. Из списка Красноярских служилых людей 1692 года

...Пятидесятник Осип Мезенин

Гришка Рубцов

Мишка Мезенин

Оска Лозицкой

Гришка Воротников

Федка Потехин

Мишка Кадцын...

В другом документе из того же дела «Список имянной Красноярским детям боярским и неверстаным сотником и атаманом и пятидесятником и десятником и редовым и Качинским служилым татаром и охочим людем» на листе 98 среди охочих казачьих детей записан Михаил Кадцын. Представляю скан листа и текст:

Л. 98. Мишка Кадцын
Л. 98. Мишка Кадцын

 Охочие казачьи дети

Ивашко Зубрицкой

Фирско Кузнецов

Мишка Кадцын

Якушко Ананьев

Вместо Офонки Олонечника Багдачко Айканов

Петрушка Потылицын

Ивашко Волченков

Там же, на листе 103 с казаками записан Василий Кадцын.

 Ниже фрагмент записи и текст:

Л. 103. Васка Кадцын
Л. 103. Васка Кадцын

Охочие казачьи дети

Гришка Пантелеев сын Кочергин

Игнашка Юдин

 Сенка Замятнин

Ивашко Шалин

Казаки

Васка Кадцын

Костя Коркин

Якушко Сорочкин

Данилко Жданов

Петрушка Карлов а в ево место Васка Кобяков

Ивашко Горбунов

Ивашко Иконников

 

На следующем рисунке представлен фрагмент из переписи 1713 г., в которой учтена семья моего кровного предка красноярского конного казака Михайлы Яковлева Катцына, а следом приводится сам текст в современном прочтении: 

Перепись Красноярска 1713 года. Семья Михайлы Катцына
Перепись Красноярска 1713 года. Семья Михайлы Катцына

Во дворе конной казак Михайло Кадцын шестидесят пяти лет жена у него Катерина пятдесят пят лет дети у него сын Радион четырнатцати  лет Ермолай одинатцати  Дочь Варвара осми Степанида шти Лукерья трех лет [12]

В данном документе наряду с мужским населением, учтено и женское. Сей факт можно считать большой удачей, поскольку в источниках той поры обычно лиц женского пола не учитывали, т.к. на них не распространялось действие подушного налога. Далее на рисунке показан еще один отрывок из переписи Красноярска 1713 г. Записан казак Василий Катцын.

Перепись Красноярска 1713 года. Семья Василия Катцына
Перепись Красноярска 1713 года. Семья Василия Катцына

Во дворе пешей казак Василей Кадцын сорока семи лет жена у него Дарья тритцети трех лет детей у них сын Степан десяти лет Фома осми лет Ларион двух лет дочь Овдотья семнатцати лет Марфа пятнатцати лет Маланья четых лет [13]                            

Сохранились сведения о казаке Михайле Яковлеве Катцыне и в 1-й переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. На листе 30 записана семья красноярского конного казака Михайлы Катцына. 

Фрагмент Л. 30 1-й ревизии 1719-22 гг. Запись семьи красноярского конного казака Михайлы Катцына
Фрагмент Л. 30 1-й ревизии 1719-22 гг. Запись семьи красноярского конного казака Михайлы Катцына

Заметно, что лист местами обгорел, истлел  и сильно обветшал, утраченными оказались некоторые слова. Тем ни менее, наиболее ценная часть текста с именами и возрастом членов семьи уцелела. Данный фрагмент читается так:  

2[43] Двор конного козака Михайла Катцына И он Михайла под апосением смертной казни сказал он Михайла шестидесят лет Детей у него Родион  дватцати трех лет Ермалай – сем[натцати]лет А будет он сказал что ложно [и за такую] ево ложную скаску указал бы Велики[й Государь][казнить]с[ме]ртью К сей скаске по велен[ию Михайла] [Катцына] Иван Филат[ов руку приложил] [14]

 В последующей записи на Л. 30 об. значится семья красноярского пешего казака Василия Катцына.

Отрывок из 1-й ревизии 1722 года. Запись семьи красноярского конного казака Василия Катцына
Отрывок из 1-й ревизии 1722 года. Запись семьи красноярского конного казака Василия Катцына

244 Двор пешего казака Василья Катцына И он Василей под опосением смертной казни сказал он Василе пятидесят пяти лет Дети у него сын Степан семнатцати лет Фома четырнатцати лет Лараон восми лет а буде он сказал ложно и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь казнить смертью К сей скаске по велению Василья Катцына Иванан Филатов руку приложил [15]

Во II-й ревизии записаны казаки Михайло и Василий Катцыны:

Л. 10. Города Красноярска из разночинцов умершие:

… Л. 18 об. Михайло Катцын Василий Катцын

…Л. 84. г. Красноярска из прежней генеральной переписи из разночинцев …выбыли в дети боярские ...выбыли в казаки:

…Л. 85. Ермолай Катцын

Л. 86 об. Степан Катцын [16]

Во 2-й ревизии 1744 года показаны города Красноярска разночинцы:

...№1887 написанной в прежней переписи Фома Васильев сын Катцын - 38

у него брат в прежней переписи написанной Ларион - 32,

у него сын после переписи рожденный Михайло – 8 [17]

В 3-й ревизии 1762 года также приводятся данные по этой семье:

...г. Красноярска разночинцы

Л. 233 об./230 об. Фома Катцын 38 лет, умре 755 году

у него брат Ларион 32 - 50

У Фомы в бывшей ревизии написанной Михайло 8 - 26

у него жена Палагия Григорьева дочь 27 лет,

у них сын, рожденной после ревизии Мяколай 22 нед.

У Лариона жена Овдотья Борисова дочь, 50 лет,

у них дети, рожденные после ревизии Михайло -14 лет, Демид - 11 лет [18] 

По окончании первой ревизии 1719-1722 гг., правительство стало собирать подушный налог и со всех без исключения казаков. Только после многочисленных жалоб и протестов подушные и оброчные деньги по распоряжению Сената в 1726 году «сняли» с верстанных казаков, а в 1728 году с их детей. Одновременно Сибирская Губернская канцелярия, проводившая ревизию, пересмотрела поуездные штаты служилых людей в сторону их уменьшения. Так, в Красноярском уезде вместо 849 оставили 730 человек, в том числе, в самом городе из 224 в штат вошло лишь 127. В результате 2/3 горожан стали податными людьми. Их включили в разряд разночинцев. Служилые люди, разом лишившиеся жалования, но при этом не освобожденные от подушного налога, чтобы прокормиться, устремились на целинные южные земли Красноярского уезда [19]. Тогда же, в период между 1-й и 2-й ревизиями семья бывшего красноярского казака Родиона Михайлова Катцына, причисленного также к разряду разночинцев, пришла из Красноярска на юг Красноярского уезда в село Новоселово, о чем свидетельствуют записи из 2-й ревизии 1748 года:

Перепись Красноярского уезда 1748 года. Семья Родиона Михайлова Катцына
Перепись Красноярского уезда 1748 года. Семья Родиона Михайлова Катцына

Текст публикуемой записи следующий:

 …вновь поселенного села Новоселова разночинцы, перешедшие собою из разных мест того ж ведомства  

Из города Красноярска…

3391 Написанной в прежную перепись

 Родион Михайлов сын Катцын 47

 у него дети после переписи рожденныя

3392 Илья 14

3393 Филип 10

3394 Козма год

3395 Иван 5 недель [20]

Здесь отсутствует старший сын Родиона Михайлова Катцына - казак Андрей, поскольку в данном документе не учтено сословие казаков. Примерно в 1775 году Андрей Родионов Катцын в возрасте около 55-ти лет вышел в отставку и поселился со своей семьей и братом Ильей в 30-ти верстах от села Новоселово, выше по Енисею, на месте находившихся там татарских юрт Аёш, где жили инородцы из племени Аёшиных. После прихода русских, деревня некоторое время именовалась, как «Катцына», по фамилии первых русских жителей, но затем закрепилось название «Аёшина». С середины XIX века в документах деревню стали записывать, как «Аюшина». Это прослеживается по метрическим книгам и исповедным росписям церквей Минусинского духовного правления, ревизским сказкам деревень Минусинской округи и др. документам. В конце XIX века у деревни появляется название «Аёшка», которое употребляется и ныне.

В «Имянной ведомости», составленной священнослужителями, очевидно, в 1776 году, в связи с подготовкой документов для строительства Анашенской Спасской церкви и подписанной Красноярским протопопом Алексием Михайловским, есть сведения о деревне Аешинской и, видимо, ее первых русских жителях, среди которых значатся братья Андрей и Илья Родионовы Катцыны:

Число дворов и количество душ по д. Аешинской
Число дворов и количество душ по д. Аешинской

В деревне Аешинской

1. Андрея Катцына у него семейства мужеска 5 женска 3

2.Андрея Терского у него семейства мужеска 2 женска 3

3.Михаила Сидорова у него семейства мужеска 5 женска 4

4.Ильи Катцына у него семейства мужеска 7 женска3

Итого в деревне Аешинской 4 двора

в них людей мужеска 23

женска 13 [21]

В исповедных росписях Новоселовской Петро - Павловской церкви за 1771 год [22] показаны четыре семьи братьев Катцыных. Разбивки по деревням здесь нет. Записана семья отставного казака Андрея Родионова Катцына 51-го года и семьи его братьев - Ильи 43-х лет, Филипа 37 лет и Козмы 31 года. Младший брат Иван отсутствует. Сохранились сведения о братьях Катцыных и в исповедных росписях Новоселовской Петро - Павловской церкви за 1773, 1774, 1778, 1782, 1788-1792, 1796 гг. [23]. В росписи 1778 г. [24] семья крестьянина Козмы Родионова Катцына приводится по деревне Сухоимышенской (одно из названий деревни Малый Имыш). 

Шапка исповедной росписи Новоселовской Петро-Павловской церкви 1775 года
Шапка исповедной росписи Новоселовской Петро-Павловской церкви 1775 года

В следующем документе из Минусинского городского архива 1785 года, деревня Аёшина записана как  д. Катцына. Фотографии листов сделала по моей просьбе Валентина Маньковская (Шеремет) из города Новосибирска. Далее приводится фото шапки "Ордера" и текст документа в моём прочтении:

Фрагмент «Ордера» из Минусинского архива
Фрагмент «Ордера» из Минусинского архива

Ордер

Абаканской границы пограничному дозорщику красноярскому сыну боярскому Иконникову. С получения сего имеешь ты находящихся тамо вверх реки Енисея в разных деревнях по приложенному у сего имянному списку салдацких и казачьих детей всех без остатку чрез нарочно посланного от себя надежного казака собрать коих тому казаку и подтвердить не оставляя ни одного человека привести в Красноярск с собой и объявить в здешнюю канцелярию в самом скорейшем времени и неотменно будущаго июля к «1» числу опасаясь за неисполнение штрафа. Майя 22-го дня 1785-го года:/

Подполковник

Список кого следует выслать в комендантскую канцелярию салдацких и казачьих детей значит под сим:

/ А имянно

Деревни Атмалинской

Прокопея Алексеева сына Сипкина :/

Деревни Сырской

Михаила Козмина сына Коломлетина :/

 Деревни Каптыревой

Петра Селиверстова сына Манастыршина :/

Деревни Арбацкой

Анофрея Иванова сына Сипкина;

Михаила Семенова сына Глубокова;

Леонтея Герасимова сына Седельникова;

Петра Дмитриева сына Бутина;

Ивана Яковлева сына Сипкина :/

Деревни Чаблахтинской

Михаила Степанова сына Иконникова :/

Деревни Ойской

Федора Алексеева сына Терскова;

Николая, Ивана Ивановых детей Кручининых;

Осипа Васильева сына Садовскава;

Алексея Петрова сына Шошина :/

Отставных казаков

Деревни Катцыной

Бориса Андреева сына Катцына :/

Деревни Онашинской

Ивана Федорова сына Кожуховскаго :/

В Абаканском остроге

Ивана Игнатьева сына Ошарова:/

Деревни Беллыцкой

Алексея, Степана Яковлевых детей Соловьевых :/

Деревни Бирской

Гаврилу Иванова сына Медведева :/

Деревни Койской

Ивана Дмитриева сына Ворошилова :/

Деревни Монуцкой

Василея Иванова сына Теряева :/

Деревни Арбацкой

Василея Андреева сына Чанчикова :/

Деревни Анисимовой

Михаила Иванова сына Песегова :/

Деревни Каптыревой

Кондратия Лукина сына Салдатова;

Николая Иванова сына Шахворостова :/

Деревни Таштыпской

Семена и Матвея Федоровых детей Каргаполовых :/

Деревни Шунерской

Козму и Афанасея Степановых детей Ермолаевых :/

Деревни Бирюсинской

Федора Дмитриева сына Вычуженина :/

Итого тридцать один человек                                                                                                            

Иван Брикгаузен [25] 

В этом же деле находится еще один документ - Приказ, в котором подполковник Брикгаузен предписывает Абаканской границы дозорщику Иконникову принять срочные меры по отправке в Красноярскую комендантскую канцелярию казачьих детей, в соответствии с ранее поданным ордером. Отправка должна быть произведена с нарочным казаком Иваном Тархановым на коште (за счет) Иконникова. Если сравнивать этот и предыдущий списки казачьих детей, то обнаруживается значительное расхождение в обоих документов, как по общему количеству лиц, так и по конкретным фамилиям: 

ПРИКАЗ

Ис Красноярской коменданской канцелярии – Абаканской границы Дозорщику Иконникову

По получению сего имеешь ты неотменно и в самоскорейшем времени по приложенному у сего именному списку казачьих детей выслать в город Красноярск а что тобою по прежде посланному ордеру тем казачьим детям отправление было неучинено то отослан за собранием оных нарочной казак Иван Тарханов на коште твоем коему как вперед так и обратно прогонные денги выдать без всякого задержания И в отправлении тех казачьих детей сприложить тебе неотменное старание :/ Июня 11-го дня «1785»-го года :/

 

Подполковник

 

Список кто следует к высылке казачьими детьми значит под сим

А имянно

Якова Соловьева: Алексей Степан – в деревне Белытской

Ивана Меведева: Гаврило – в деревне Бирской

Дмитрея Ворошилова: Иван – в деревне Койской

Ивана Теряева: Василей – в деревне Монуцкой

Андрея Чанчикова: Василей же – в деревне Арбацкой

Ивана Песегова: Михайло – в деревне Онисимовой

Луки Салдатова: Кондратей – в деревне Каптыревой

Ивана Шахворостова: Николай – в деревне Каптыревой

Федора Каргаполова: Семен – в деревне Таштыпской

                                           Матвей– в деревне Таштыпской

Степана Ермолаева - Козма – в деревне Шунерской

                                        Афонасей – в деревне Шунерской

Дмитрея Вычюженина - Федор – в деревне Бирюсинской

Козмы Коломлетина - Егор

Егора Василевского – Александр

Василья Медведева: Яков – в деревне Бирской

Андрея Мосина: Иван – в деревне Сыдинской

Петра Шошина: Федор – в деревне Шошиной

Небывшаго в службе Степана Алексеева Карп

Умершаго казака Степана Пелымцова Тимофей в деревне Багаевской

Тимофея Иванова Чихачева Александр

 

Брикгаузен 

В списках приходов Тобольской епархии за 1780 год [26] также учтена деревня д. Катцына. Некоторые названия приведены с искажениями. Так, вместо деревни Кривошеиной записано «Кривощекино», а вместо деревни Катцыной дается «деревня Калцына» и т.д.

Фрагмент книги «Христианство и церковь в России феодального периода»
Фрагмент книги «Христианство и церковь в России феодального периода»

Послужные списки казачьих команд, ходатайства о награждении отдельных лиц и об определении на службу казачьих детей [27]

20 марта 1800 года

Его Превосходительству Господину Тобольской Губернии Гражданскому Губернатору Действительному Статскому Советнику и Кавалеру Дмитрею Радионовичу

 Красноярскаго городничаго Костомарова

 

РАПОРТ

 

Прошедшаго генваря 27-го числа сего 1800 года от Красноярской казачьей команды при рапорте представлены ко мне о пришедших в указанныя лета казацких детях для определения в казацкую службу имянной список, как же против положеннаго по штату числа требуетца вдобавок еще оных 35 человек; того ради Вашему Превосходительству представя сим прошу по приложенному присем имянному списку означенных казачьих детей повелеть определить в казачью службу, по сем наградить меня в резолюцию Повелением Городничей Филипп Костомаров 

N

Список учиненной Красноярской казачьей команде казачьим детям, пришедшим в разные лета. Кто они имянно значит под сим

Лета

  1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

 Афонасей Иванов Лалетин

 Степан Иванов Юшков

 Михайло Федоров Юшков

 Умершаго казака Михайла Шадрина сын Иван

 Умершаго казака Ивана Зырянова сын Козма

 Семен Андреев Спиридонов

 Козма Иванов Юшков

 Еким Григорьев Байкалов

 Григорей Иванов Потылицын

 Максим Иванов Ковригин

 Андрей Степанов Белянин

 Степан Кондратьев Бузунов

 Лаврентий Александр Глыбоков

 Петр Николаев Раскащиков

 Ефим Иванов Сипкин

 Иван Федоров Раскащиков

 Флегонт Петров Теряев

 Афонасей Степанов Медведев

 Демид Алексеев Саламатов

 Яков Иванов Дрокин

 Иван Федоров Юшков

 Тимофей Петров Дрокин

 Василей Павлов Шахматов

 Николай Федоров Александров

 Семен Федоров Кононов

 Павел Семенов Чихачев

 Григорей Козмин Куваршин

 Василей Петров Красиков

 Семен Михайлов Шадрин

 Иван Антонов Саламатов

 Василей Яковлев Шуваев

 Степан Степанов Терентьев

 Павел Петров Шахматов

 Варфоломей Борисов Катцын

17

17

17

17

17

16

16

16

16

16

16

16

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

В дальнейшем деревня Аёшина стала тем населенным пунктом Енисейской губернии, где проживало наибольшее количество моих предков по фамилии Катцыны. В семьях рождалось по 10-15 детей, среди них было много мальчиков. Так, например, мой кровный предок Родион Михайлов Катцын 1699 г. р. имел 5 сыновей, Илья Родионов Катцын 1734 г. р. - 5, Борис Андреев Катцын 1763 г. р. - 6, Павел Алексеев Катцын 1783 г. р. - 4, Корнил Прокопьев Катцын 1794 г. р. (мой предок по линии отца) - 6 (хотя он сам прожил всего 35 лет), Елизар Корнилов Катцын 1831 г. р. - 5.

Число дворов, количество семей и  деревни Аёшка росло следующим образом:

В 1776 году д. Аешина состояла из четырех дворов, в них проживало 36 жителей, из них 23 м.п. и 13 ж.п. [28]

По данным за 1781 год [29] в деревне Катцыной насчитывалось 2 двора.

В 1788 году по сведениям исповедной росписи [30] по деревне Аёшиной показано три двора, в них 31 душа, из них 15 душ м.п. и 16 душ ж.п.

По состоянию на 1804 год [31] в деревне Аёшиной значится 9 дворов крестьян; в них всего 54 души, из них 29 душ м.п. и 25 душ ж.п.; 1 двор служащих казаков, в нем 7 душ, из них 5 душ м.п. и 2 души ж.п.

В 1834 году по данным ревизской сказки [32] в д. Аёшиной проживали 10 семей Катцыных:

1.Матвея Ильина

2.Егора Ильина

3.Тимофея Ильина

4.Павла Алексеева

5.Адриана Алексеева

6.Петра Иванова

7.Петра Андреева

8.Василия Яковлева

9.Герасима Афанасьева

10.Прокопия Филиппова

В них всего 53 души мужского пола и 56 душ женского пола, всего 109 душ обоего пола.

По данным исповедных росписей Новоселовской Петропавловской церкви в 1856 году [33] в д. Аешиной проживало уже 25 семей Катцыных, вот главы семейств:

1.Федор Васильев Катцын 

2.Вдова Харитина Яковлева Катцына 

3.Семен Афанасиев Катцын 

4.Вдова Евдокия Семенова Катцына 

5.Алексий Павлов Катцын 

6.Еремей Павлов Катцын 

7.Стефан Павлов Катцын 

8.Изот Павлов Катцын 

9.Адриан Алексеев Катцын 

10.Мирон Алексеев Катцын 

11.Петр Иванов Катцын 

12.Никита Евфимов Катцын 

13.Вдова Параскева Прокопиева Катцына

14.Григорий Спиридонов Катцын 

15.Василий Корнилов Катцын 

16.Елизар Корнилов Катцын 

17.Иоанн Корнилов Катцын

18.Петр Корнилов Катцын 

19.Андрей Феодоров Катцын 

20.Арсентий Феодоров Катцын 

21.Артемий Феодоров Катцын 

22.Феодор Матвеев Катцын 

23.Иаков Матвеев Катцын 

24.Гордей Иаковлев Катцын

25.Самуил Иаковлев Катцын 

По данным «Списков населенных мест 1859 года» [34] деревня Аёшинская при р. Енисей, состояла из 43 дворов, и в ней было 110 душ мужского пола и 107 душ женского пола.

Список населенных мест Енисейской губернии 1859 года
Список населенных мест Енисейской губернии 1859 года

В 1893 году [35] в деревне Аешиной было 42 двора, в них проживало 199 душ обоего пола, из них 104 души мужского пола и 95 душ женского пола.

По состоянию на 1895 год в д. Аешиной проживали следующие 18 семей Катцыных:

1.Кирьяна Максимова

2.Феклы Самсоновой (вдовы Катцына Ефима Изотова)

3.Федора Иванова

4.Дорофея Самойлова

5.Порфирия Лаврентьева

6.Елизара Корнилова

7.Ивана Степанова

8.Ивана Петрова

9.Петра Миронова

10.Ионы Максимова

11.Кирилла Максимова

12.Кузьмы Лукьянова

13.Петра Степанова

14.Николая Максимова

15.Ивана Кузьмина

16.Михаила Алексеева

17.Якова Никитина

18.Мирона Никитина 

В них 119 душ, из них 49 душ мужского пола и 70 душ женского пола [36].

Волости и населенные места 1895 года. Тобольская и Енисейская губернии
Волости и населенные места 1895 года. Тобольская и Енисейская губернии

Также в деревне Аешиной в XVIIIXX вв. жили крестьянские семьи: Владимировы, Ворошиловы, Гобовы, Кожуховские, Колеговы, Потылицыны, Ростовцевы, Смирновы, Сидоровы, Сургутские, Терсковы, Хохловы, Черкасовы, Черновы, Юдины; поселенцы: Абрамовы, Алексеевы, Оксютенковы, Андросовы, Вериловы, Данчук, Карабасовы, Киприяновы, Лавренчук, Луневы, Метелкины, Михайловы, Панфильевы, Салотковы, Семеновы, Соколовы, Тимофеевы, Устьянцовы, Цылины, и др. Жители деревни были православными христианами и состояли в приходе Новоселовской Петро - Павловской церкви, часто посещали они и приход Анашенской Спасской церкви, находящейся на противоположном (правом) берегу реки Енисей. 

Через деревню проходил стратегически важный тракт Ачинск-Минусинск, по которому осуществлялась почтовая гоньба. В Аёшинской находилась почтовая станция (станок). Почта следовала по маршруту: г. Ачинск - Малоулуйская - Ново-Назаровская - Усть-Тучульская - Николаевская (Изынжульская) - Ключинская - Рыбальская (Петропавловская) - Корелина - Аешинская - Батеневская - Усть-Ербинская - Абаканская - Туранская - Городчанская - г. Минусинск. Ширина почтового тракта составляла 6 саженей, имелись разъезды для встречных повозок. Жителям близлежащих деревень вменялось в обязанность поддерживать надлежащее состояние дорожного полотна, для чего требовалось выделять необходимое количество рабочих, повозок с лошадьми, по мере надобности засыпать ямы на дороге гравием и грунтом и т.п.

По тому же тракту из Ачинска шли этапы с арестантами и ссыльными, направлявшимися в Минусинск. Этапируемые оставались ночевать в деревне Аёшиной, находившейся примерно на полпути между Ачинском и Минусинском. Для ночевки и отдыха заключенных предназначалась большая изба с решетками, именуемая казематом. Этапирование арестантов осуществляла Козульская конвойная команда.

Наши предки из Аёшки преимущественно имели статус государственных крестьян, занимались земледелием и скотоводством, держали много лошадей, коров, свиней, коз, овец, в большом количестве добывали рыбу в Енисее, его притоках и многочисленных окрестных озерах, некоторые являлись служащими казаками 4-й сотни Енисейского городового казачьего конного полка станицы Соляноозерной. 

 

 

Источники:

[1] СпФ АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 20. Л. 1-7.

[2] РГАДА. Ф. 214. Стб. 6754 (709).  Л. 431, 433-446.

[3] РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 1059. Л. 4-5, 17-18.

[4] Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко РО году// РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ч. 2. Кн. 438. Л. 312-326.

[5] РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 5-11.

[6] РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 9.

[7] РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 336.

[8] РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 116-118.

[9]Переписная книга г. Красноярска и уезда 180 г.//РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Книга 566. Л. 194.

[10] Толковый словарь живаго великорусского языка. Т. 3, С. 20. Издание книгопродавца-издателя М.О. Вольфа, Спб, Москва, 1882 год//Даль В.И. 

[11] РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1023.

[12]  Переписные списки жителей г. Красноярска 1713 г.//РГАДА. Ф . 214. Оп. 5. Д. 2242 . Л. 25.

[13] Там же

[14]  РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1601. Л. 30.

[15]  Сказки пеших и конных казаков, детей боярских, церковнослужителей, монастырских и пахотных крестьян, ясачных «иноземцев», посадских людей и др. население города Красноярска и Красноярского уезда 1719-1722 гг.//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1601. Л. 30 об.

[16] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1603.

[17] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1602.

[18] Сказки посадских людей, разночинцев г. Красноярска, разночинцев и государственных крестьян Красноярского уезда// РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1604.

[19] РГАДА. Ф. 1019. Оп. 1. Д. 66. Л. 212-223.

[20] Книга переписная купцов, разночинцев, государственных крестьян, ссыльных

г. Красноярска, разночинцев, государственных, монастырских крестьян и ссыльных Красноярского уезда// РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1602. Л. 131.

[21] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 3. Д. 1409.

[22] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28.

[23] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28а, 28б, 189, 131.

[24] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28б.

[25] Минусинский городской архив. Ф. 22. Оп. 1. Д. 59. Л. 1-4.    

[26] Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск. Наука, 1989 г.

[27] Тобольский архив. Ф. 329. Оп. 13. Д. 34. Л. 84-85. 

[28] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 1. Д. 1409. 

[29]  Христианство и церковь в России феодального периода, Новосибирск, Наука, 1989 год.

[30]  ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 131.

[31] ГАКК. Ф. 608. Оп. 1. Д. 51.

[32]  ГАКК. Ф. 608. Оп. 1. Д. 1223.

[33]  ГАКК. Ф 592. Оп. 1. Дело 1114. 

[34] СНМ. Енисейская губерния. 1859 год.

[35]  Волости и населенные места. Тобольская и Енисейская губернии. ЦСК МВД. Спб. 1893 г.

[36]  Именные списки по д. Аешиной 1895 года // ГАКК. Ф. 608. Оп. 2. Д. 103.