О датах образования некоторых населенных мест и волостей

Село Новоселовское

 

В литературных источниках и интернете, утверждается, что датой основания села Новоселово является 1789 год. Это не соответствует действительности. В 1720-1727 гг. немецкий ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт в соответствии с Указом Петра I возглавил первую научную экспедицию в Сибирь. На протяжении 7-ми месяцев, в период 1721-1722 гг. он путешествовал по Красноярскому уезду в бассейне рек Чулым, Абакан, Енисей и их притоков. При этом ученый посетил населенные пункты: Сыда, Беллыкская, Абаканский и Караульный остроги, Сисим, Медведева, Трифонова и другие.

Ниже приводится отрывок из дневника Мессершмидта, где описывается территория будущей Новоселовской волости, а также карта маршрута экспедиции:

 

17 февраля 1722

И добрались, наконец, в час ночи, когда наступило 17-е (суббота), до какого-то татарского селения, которая называлась Аёш, которое приблизительно в 35 верстах (новых) от Беллыка, и располагалась эта юрта на левой стороне Енисея.

Мы оставались здесь до 7 часов утра и поехали потом отсюда вниз по Енисею на северо-запад к западу. И после 2-х часов езды снова добрались до татарской юрты, которая называлась Кункир и располагалась слева от Енисея, в который напротив этой юрты впадала речка с названием Анаш. Здесь мы остановились в полдень и взяли тем временем координаты и определили 27 градусов 1 минуту. Эта речка должно быть примерно в 10 верстах от той татарской юрты. Итак, мы поехали снова отсюда после обеда в 2 часа, но сначала на северо-запад и оставили слева Красный камень. Отсюда мы повернули еще немного севернее и оставили, наконец, справа Городовую стену, ее прекрасный [очень] высокий крутой берег. [Мы] добрались в восемь часов в Новосельцы, которая является недавно основанной русской деревенькой из трех домиков. [Мы] таким образом от Кункира сюда проехали 40 верст. Тут мы остались на ночь и услышали здесь, что Белый Июс отсюда не далее 4-5 верст. Они доставляют из него живых рыб по Енисею и все время ездят по долине между этими реками. Здесь может быть легко налажена связь с Чулымом (см. 21 июля 1722).

Здесь мы услышали, что на вышеупомянутой Городовой стене могут быть выдолблены всевозможные (см. 26-го сентября) языческие письмена.

 

18 февраля 1722

Приехали с господином доктором 18-го (воскресенье), утром в 8 часов в место, что располагалось примерно в 3 верстах позади прямо напротив деревни Новосельцы вплотную к Енисею. Когда мы туда добрались, не увидели ничего, кроме нескольких фигур животных, людей и некоторых [письменных знаков], нарисованных красной краской на камне у берега (около 4-5 локтей в высоту), которые срисовал Карл Шульман. Устроив это, мы снова поехали назад к деревне и одновременно дальше от Енисея вниз, а именно на северо-восток и восток и под конец до деревни Трифон[ова] на юго-восток и к востоку. В 11 1/2 мы пришли в деревню Трифонова, которая была примерно в 12 верстах. Здесь мы взяли координаты и определили 27 градусов 20 минут.

Отсюда мы предположили, что река Мана и река Сыда имеют начало близко друг от друга и что они стекают с одних и тех же гор.

Почти прямо напротив этой деревни на правой стороне Енисея течет с юга речка и впадает в Енисей, которая называется Кома.

Здесь мы провели некоторые распросы, откуда мог бы Белый Июс брать начало, которое мы не могли маркировать, но потом люди пришли к мнению, что он, уходя отсюда к Яс-Сагаю, оставляет как Кара, так и Белый Июс севернее с левой стороны, и они от Теренсу и Караташа, где те впадают в Томь, не должны иметь начало слишком далеко. Около 2 1/2 мы поехали от деревни Трифон[ова] вдоль Енисея, почти все время на восток и юго-восток и добрались в 6 вечера в деревню Медведева, которая расположена справа от Енисея примерно в 20 верстах от деревни Трифон[ова].

Здесь, в этой деревне были прекрасные добрые люди, которые очень хорошо нас встретили, в ней мы остались на ночь. Наш хозяин наряду, с еще одним из этой деревни, были ездовыми людьми Мунгалов и Сойотов, о которых они рассказывали и то, и другое, но среди прочего, что в полдневной поездке вверх по Енисею от реки Кемчик должна быть другая река под названием Джакул, возле которой вход в пещеру, в которой можно увидеть разные редкости, как идолов в женском и мужском обличье, и редкие надписи. Эти люди сообщили нам, как река Уда, исток которой не должен быть далеко от Кансары, и река эта последний большой поток, впадающий в Енисей.

Капитан Табберт набросал по их сообщению маленькую карту, чтобы сохранить для последующих распросов. Эти люди рассказали нам также, что Алтын-хан, иначе Лоджин или названный господином Николасом Видзеном в его карте Лузан-ханом, будто бы живет на реке Тесь. 

 Карта маршрута путешествия Д.Г. Мессершмидта по Сибири
Карта маршрута путешествия Д.Г. Мессершмидта по Сибири

               19 февраля 1722

19-го (понедельник) в 9 мы выехали из Медведевой, все время на юго-восток и под конец на восток, и через 2 1/2 часа, проехав около 18 новых верст, приехали в деревеньку, называемую Сисим, между которой и предыдущей деревней Медведевой справа впадала речка под названием Убей. Деревня Сисим же стояла у речки с тем же названием с правого берега Енисея. Почти прямо напротив этой деревни лежит высокий скальный берег, называемый Караульный камень, у которого вплотную речка с таким же названием впадает в Енисей.

Здесь мы взяли координаты, определили как 27 градусов 40 минут.

Здесь вокруг и также у деревни Трифон[ова] водится особенно большой олень, Изюбри-жин называется, они также и у Абаканского острога встречаются. Дикие свиньи же здесь не задерживаются, а только в Уйбатской степи близ Абакана и в Кузнецке, а сюда приходят лишь некоторые, потому что здесь мало пищи и кустов, а Енисей везде внизу имеет скалистые неплодородные берега. От деревни Сисим мы ехали около 4 1/2 часов и прибыли в 5 1/4 часа в Караульный или Верхний острог, который расположен примерно в 4 новых верстах от той деревни. Острог расположен на левой стороне Енисея. Здесь мы остались на ночь, а господин доктор купил несколько медных могильных вещей, нашел среди прочих очень старую серебряную чашу (бокал, кружку) с ручкой, которую он заставил зарисовать. Эту самую чашу господин доктор очень хотел купить, но владелец не согласился и сказал, что чаша будет передана в церковь....

Мы пробыли в остроге до следующего дня, до 20-го, из-за рисунков [1].

Из приведенных выписок понятно, что недавно образованная деревня Новосельцы из трех домов, есть ни что иное как будущее село Новоселово. С учетом того, что путешествие Мессершмидта проходило в 1722 году, следовательно, можно предположить, что дата появления села Новоселово относится примерно, к 1720 году.

Кроме того, следует принять к сведению и материалы Г.Ф. Миллера. Известный специалист по истории Сибири, российский историограф немецкого происхождения академик Герхард Фридрих Миллер, находясь в составе 2-й Камчатской экспедиции, путешествовал по минусинскому краю в 1739 году. При этом маршрут его поездки по югу Красноярского уезда практически совпадал с маршрутом Д.Г. Мессершмидта 17-ю годами ранее. Во время своего путешествия Миллер подробно записывал увиденное: населенные пункты, реки, озера, горные перевалы, археологические памятники и т.д. Вот что ученый рассказывает про Новоселово:

Дер. Новоселова, на левом берегу, за маленьким островом, в 5 верстах от предыдущей деревни. Имеет церковь Петра и Павла, построенную лишь 2 года назад, и 26 дворов [2].

 

Деревня Аёшина (Аёшка)

 

В своем дневнике 17 февраля 1722 года Г.Д. Мессершмидт пишет, что посетил татарские юрты Аёш. Там он находился с 1 часа ночи до 7-ми часов утра, после чего экспедиция отправилась вверх по Енисею. Несомненно, здесь речь идет о будущей деревне Аёшиной. Первые русские жители появились в деревне Аёшиной несколько позднее, примерно в 1775 году, среди них были братья Андрей и Илья Родионовы Катцыны.

Побывал в тех местах и первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов, прослуживший в этой должности с 1822 по 1831 гг. Степанов был не только хорошим военным, политиком и писателем. Он часто и много путешествовал по Енисейской губернии, в том числе и по Минусинскому округу, принимал личное участие в раскопках курганов у озера Божьего (ныне озеро Большое), а также возле города Красноярска. Александр Петрович искренне полюбил могучую красоту Сибири и восхищался мужеством людей ее населяющих. После выхода в отставку А.П. Степанов поселился в родовом селении Троицкое в Калужской губернии, где стал писать серьезный научный труд о Енисейской губернии, вкладывая в него не только наблюдения, статистические данные, но и свои размышления о будущности края. К концу 1834 года был закончен труд «Енисейская губерния», в котором он, в частности, обращает внимание на необычное природное явление возле деревни Аешиной:

Чудносдание. За селением Аешиным является древнее здание, стоящее на трех уступах над озером. К главному корпусу примыкает четвероугольный павильон с куполом; а сзади его продолговатая пристройка с полукруглым фронтоном и готическою кровлею. Древность облекла все здание дерном, густой зеленью, сквозь которую просвечивает красная масса его. Не спешите впрочем своими догадками о времени построения, о народе, которому принадлежало и с каким намерением было воздвигнуто! Все это игра природы в утесах красного шифера, подернутых дерном, и стоящих над солеными водами [3].

На бывшем почтовом тракте «Ачинск – Минусинск» в 20-ти километрах от села Новоселово, около залива Аешка, южнее горы Бела находится так называемый Екатерининский мост. Сооружение было построено в период 1776-1796 гг. ссыльным польским инженером. Мост арочный, сложен из плит местного девонского песчаника без применения связующих растворов. Внутри моста может проехать легковой автомобиль. Исторический памятник XVIII века показан на следующем фото: 

Екатерининский мост вблизи д. Аёшка
Екатерининский мост вблизи д. Аёшка

Казачья станица Соляноозерная (Соляной Форпост)

 

В печатных СМИ, литературе и интернете фигурирует 1714 год, как дата основания станицы Соляноозерной, которая первоначально именовалась как «Соляной Форпост», или просто «Форпост». Предполагаю, что эта дата неверная. Определенную негативную роль в неправильной датировке образования станицы, на мой взгляд, сыграла книга писателя Владимира Солоухина «Соленое озеро», в которой он опубликовал непроверенные сведения о возможной дате возникновения Форпоста. Вот выдержка из повести:

Историческая справка: «По распоряжению Петра I поручик Мизгирев с отрядом казаков в 1714 году прибыл в Минусинский уезд для охраны Соленого озера. Вначале были построены казарма и караульное помещение с северной стороны озера, а затем, спустя несколько лет, заселили и обосновали поселок Форпост. С течением ряда лет поручик Мизгирев был переведен в полевые части, а затем в генеральный штаб, где служил длительное время. В возрасте 68 лет в звании генерала при уходе в отставку вернулся в станицу Форпост в свой дом, где и доживал последние годы своей жизни».

Скажем от себя, что поселок со временем превратился в казачье село, причем на равных правах существовали и первое название «Форпост», и более позднее название села – Соленоозерное, пока историческое это место не стало называться совхозом «Буденновским».

Простенько и со вкусом. Скажем сразу же, что казаки (а позднее русские крестьяне -переселенцы) легко уживались и даже смешивались путем браков с коренным населением этих мест – с минусинскими (абаканскими) татарами, за которыми теперь узаконилось название хакасов. Более того, один из современных хакасов в разговоре со мной утверждал, что Петр I прислал отряд казаков по прошению местного населения, то есть хакасов (ну, может быть, богатых хакасов), которые видели, что соль, добываемая из озера, разворовывается.

 

Данный отрывок повести содержит много неточностей и искажений исторических фактов. Обратившись к документам, укажем на одну из них - дату основания Форпоста.Так, известными учеными и путешественниками Д.Г. Мессершмидтом, И.Г. Гмелиным и Г.Ф. Миллером никак не упоминается о существования Соляного Форпоста. Из дневников Миллера про озеро Тус и добычу соли:

…2 сентября рано утром оставили качинские татарские жилища на р. Белый Июс и продолжили путешествие через следующие места. Atschik-kuel, или Tustu-kuel, соленое озеро в 15 верстах к югу от места предыдущей ночевки, слева от дороги. Овальное, вытянутое с севера на юг и имеет в окружности 5 1/2 верст. Летом в ясную погоду в этом озере на дно осаждается соль, которую в течение последних нескольких лет отвозят в Красноярск для продажи из казны. Однако эта соль несколько горьковатая, а кристаллы, в которые она кристаллизуется, имеют форму селитры. Кроме того, когда выпадает дождливое лето, соль не осаждается. Из-за отвоза этой соли в Красноярск на северном берегу озера построены 2 амбара, в одном из которых хранится запас соли, а в другом держат различные экипажные материалы. Летом для караула у озера назначены 2 красноярских казака, которых, однако, редко здесь можно встретить.

Возле амбаров рядом с берегом имеется пресный источник, вода из которого течет в озеро. Только здесь не имеется никаких дров, кроме как в 5 верстах к западу на р. Белый Июс, откуда караульные, когда они живут здесь, вынуждены снабжаться ими. Татарское название Atschik означает горькое, так как татары говорят, что прежде им не было известно, что в озере имеется настоящая соль, поэтому они уподобляли его другим горьким и соленым озерам. А с того времени, как им через доставку соли в Красноярск стало известно, что в озере производится соль, у них было принято также название Tustu-kuel, что означает соленое озеро. [4]

Село Новоселовское и станица Соляноозерная на карте Енисейской губернии 1901 года
Село Новоселовское и станица Соляноозерная на карте Енисейской губернии 1901 года

Из текста дневников следует, что никакого населенного пункта, кроме двух складских амбаров, возле озера в то время не было. Трудно предположить, что Форпост уже существовал, а Миллер сей факт бы не отметил.  В других источниках ученый пишет, что соляное Самосадочное озеро (очевидно о. Тус) при р. Июс стало известно русским с 1732 г.

Верным и надежным признаком образования нового населенного места является появление в документах церковного учета близлежащих приходов (метрические книги, исповедные росписи, книги брачных обысков и др.) сведений о жителях этого поселения. Ведь русские жители, все, без исключения в то время были православными. Отсутствие таковых сведений в материалах Новоселовской Петро - Павловской и других окрестных церквей ранее 1823 года может свидетельствовать только об одном - Соляной Форпост был основан не в 1714 году, а гораздо позднее.

В «Ведомости Тобольской Духовной Консистории 1781 г.» [5], записаны все приходы Тобольской губернии с указанием количества дворов и прихожан по каждому населенному пункту. По Новоселовской Петро - Павловской церкви значатся деревни: Новосельское, Янова, Калцына (Аёшина), Трифанова, Кривощекина, Белоярска, Лапкина. По Анашенской Спасской церкви записаны деревни: Анашское, Тесинска, Иржиска, Быскарска, Улазска, Усть-Комска, Черна, Бескышска. В приходе Бараитской Троицкой церкви указаны деревни Бараицкое, Корелина, Имыжска, Черноимыжска, Светлолобска, Перова, Екушава, Притчина, Ялтикова, Журская, Тойлуцка.

Стоит также принять во внимание списки деревень приходов Вознесенской церкви Абаканского острога, села Новоселова Петропавловской церкви, Спасской церкви Караульного острога за 1776 год [6], где значатся: село Новоселово и деревни - Бараицкая, Имышская, Черноимышская, Корелина, Светлолобова, Перова, Якушева, Притчина, Арчакова, Анашина, Безкыжская, Чернокомская, Аешинская, Тесинская, Улажская, Комская; Быскарская, Сарыгажская, Черная. Как видим, Форпоста здесь тоже нет.

Кроме того в документах ГАКК по Новоселовской Петро - Павловской церкви и Анашенской Спасской церкви за период с 1770 по 1823 гг., не встречается упоминаний о Соляном Форпосте, либо станице Соляноозерной. К примеру, в исповедных росписях Новоселовской Петро - Павловской церкви за 1796 год [7], записаны прихожане следующих деревень: Новоселово, Янова, Кривошеина, Куртатска, Аешина, Трифонова, Старая, Легостаева, Белоярска. По Анашенской Спасской церкви за 1796 год, значатся жители деревень: Онашенское, Батенева, Черна, Тесинска, Чернокомска, Бескышенска, Быскарска, Сарагашенска, Усть-Комска.

Более точный ответ на вопрос о дате образования Соляного Форпоста можно найти в исповедных росписях Новоселовской Петро - Павловской церкви за 1821 [8] и 1823 годы. Если в исповедных росписях за 1821 год прихожане Соляного Форпоста отсутствуют, то уже в аналогичном документе за 1823 год, который составлялся в великую четыредесятницу (март – апрель), прихожане Соляного Форпоста записаны. Учтено 10 семей казаков, в которых было всего 89 душ, из них 47 мужского пола и 42 женского пола. Вот главы семейств из исповедной ведомости церкви:

1.Атаман Петр Федотов Айканов

2.Ефим Кирилов Терсков

3.Федор Егоров Василевсков

4.Егор Иванов Василевсков

5.Тимофей Борисов Катцын

6.Капрал Осип Николаев Роскащиков

7.Егор Иванов Александров

8.Капрал Федор Степанов Кокорин

9.Алексей Федоров Кужуховсков

10.Сила Федоров Кужуховсков [9]

Вероятно, основание станицы Соляноозерной (Соляной Форпост) было напрямую связано с образованием Енисейской губернии и реформой казачьих подразделений в 1822 году.

Известно, что вначале был скомплектован 5-ти сотенный Енисейский городовой казачий полк, который затем, по реформе 1851 года был преобразован в 6-ти сотенный Енисейский казачий конный полк, имевший в составе:

1-я сотня - Красноярская, Дрокинская станицы, Тингинский и Есауловский участки;

2-я сотня - Мининская, Бугачевская станицы и Тинской участок;

3-я сотня - Торгашинская, Базайская станицы и строящийся Иннокентьевский участок;

4-я сотня - Белоярская, Преображенская, Камчатская, Соляноозерская, Енисейская и Туруханская станицы;

5-я сотня - Таштыпская, Саянская станицы, Арбатский форпост;

6-я сотня - Каратузская, Суэтукская станицы, Бузуновский и Алтайский форпосты.

Кроме казаков, проживающих в этих поселениях, на усиление полка приписывались казаки, проживающие в указанных населенных пунктах:

Красноярского округа - Миндерлинской, Коркиной, Ладейской, Арейской, заимке Лукиной и в самом Красноярске.

Минусинского округа - Бараицком, Беллыкской, Бережековой, Благодатном (Бондарево), Гляденской, Инжульской, Кокоревой, Корелиной, Кривошеиной, Куртакской, Легостаевой, Яновой, Светлолобовой, Старой, Сютикской, Табатской, Тесинской, Улазской, Усть-Бейской.

По данным исповедной росписи Новоселовской Петро - Павловской церкви за 1845 год по Соляному Форпосту записаны следующие семьи:

1.Титулярный советник Алексий Иванов Мизгирев

2.Командир сотни Василий Ильин Артемьев

3.Отставный командир Андрей Афанасьев Черкасов

4.Отставный урядник Константин Афанасьев Черкасов

5.Василий Иосифов Роскащиков

6.Вдова Татьяна Алексиева Терскова

7.Феодор Егоров Василовсков

8.Василий Петров Айканов

9.Вдова Евфимия Андреева Терскова

10.Георгий Иванов Василовсков

11.Тимофей Борисов Катцын

12.Харлампий Борисов Катцын

13.Иоанн Егоров Александров

14.Феодор Стефанов Кокорин

15.Петр Алексиев Кожуховсков

16.Григорий Иоаннов Кожуховсков

17.Вдова Мария Алексиева Кожуховскова

18.Федор Иванов Ошаров

19.Дмитрий Козьмин Коломленкин

20.Вдова Пелагия Васильева Паршукова

21.Артемий Поликарпов Матонин

22.Яков Михайлов Василовсков

23.Унтер Офицер Михаил Васильев Байкалов

24.Урядник Григорий Иванов Курбатов [10]

 

Титулярный советник Мизгирев

 

В повести «Соленое озеро» Солоухиным упоминается поручик Мизгирев (без имени и отчества), как руководитель отряда казаков. Но, поручик, это армейское звание, а не казачье. Мизгирев, же не был ни поручиком, ни генералом. Алексей Иванов Мизгирев представлен в документах середины XIX века как титулярный советник (гражданский чин IX класса с окладом 75 рублей серебром), а также как «Смотритель озер, Камчатский секретарь». Вероятно, чиновник Мизгирев ведал учетом, хранением и отпуском соли, добываемой в озере Тус.

В материалах церквей Минусинской округи есть сведения о семье А.И. Мизгирева, которая записывалась в статусе «Статские и их домашние», но никак не «военные» или «казаки». Вот запись из метрической книги Новоселовской Петро - Павловской церкви:

2 июля 1844 года. Соляного Форпоста титулярного советника Алексея Иоаннова Мезгирева сын Андрей первым браком православного вероисповедания 19 лет и того же Форпоста сотника 12 класса Андрея Афанасьева Черкасова дочь девица Филисата православного вероисповедания 19 лет. Поручители: по жениху того же Форпоста пятидесятник 4-й сотни Николай Евфимов Василовский, отставной урядник Василий Петров Айканов [11].

 

1.4.6 Мои предки казаки 4-й сотни Енисейского казачьего полка

 

Среди первых жителей Соляного Форпоста были наши предки, выходцы из деревни Аёшиной, сыновья казака Бориса Андреева Катцына: Варфоломей, Тимофей, Харлампий и Дмитрий. Еще два сына Бориса - Игнатий и Самсон записывались, как служащие казаки 4-й сотни Енисейского казачьего полка станицы Соляноозерной с местом проживания в деревне Аёшиной.

Казаки станицы Соляноозерной по поручению Новоселовского волостного правления выполняли ряд полицейских функций: следили за порядком в станицах и деревнях волости, принимали участие в поимке беглых каторжан, охраняли соляные склады и соляное озеро Тус, исполняли отдельные поручения при чиновниках, помогали собирать подати с инородцев, исполняли должности почтальонов, в случае их отсутствия на местах, конвоировали казенные транспорты и др. Они выезжали в командировки в Красноярск, Туруханский край, станицу Каратузскую и прииски Енисейской губернии, принимали участие в охране южных рубежей края, несли караульную службу в Яновском провиантском оптовом соляном магазине.

В книге председателя Енисейской Казенной Палаты И.С. Пестова о Енисейской губернии имеются сведения о некоем Соляном степном озере, расположенном в Минусинском округе и находящемся неподалеку Соляном Форпосте:

В Южной части губернии в Минусинском округе лежат соляные озера, первое Степное самосадочное в окружности 7 верст, Каралаевское, Орицкое, Козугальское, Очитольское, Торкульское, Тагарское, Уртюпское, имеющия соляной разсол, и многия другия, но соли не производящия [12].

Вероятно упоминаемое здесь «Степное самосадочное озеро» и есть озеро Тус. Далее Пестов пишет:

Данное озеро может давать до 50,000 пудов соли в год, однако уже около 40 лет за редким исключением, оно осадки соли не дает. В других, упоминаемых выше озерах добывать соль вообще невозможно ввиду отсутствия рядом необходимых для этого дров.

А вот что рассказывает И.С. Пестов о станицах юга Енисейской губернии:

В Минусинском округе кроме, русских волостей и инородческих Дум есть еще две казацкия станицы, заключающия в себе до 600 душ, из коих: 1-я Саянская состоит из трех форпостов: собственно Саянскаго, Кебежскаго и Шедатскаго, 2-я Абаканская, состоящая из двух форпостов: Таштыпскаго и Арбатскаго - Казаки сии оберегают Китайскую границу, или, лучше сказать, в известные времена года сходятся на трех пограничных знаках с Монголами для переговоров, причем беспошлинно производят значительную меновую торговлю. Сверх того оные казаки употребляются местными полициями для разных посылок и караулов. Живут вообще довольно богато. Женщины стыдливы и прелестны собою.

Здесь же косвенно говорится о Соляном Форпосте:

Яновский казенный оптовой соляной магазин состоит в Новоселовской волости при деревне Яновой, лежащей на левом берегу реки Енисея; от окружнаго города Минусинска в 223 верстах, от соляного форпоста и самосадочнаго солянаго озера в 100 верстах, а от Губернскаго города Красноярска в 359 верстах, устроенный на 30,000 пудов, в коем ежегодно продается соли от 10,000 до 13,000 пудов.

Новоселовская волость

 

Как видно из архивных документов [13], Новоселовская волость должна была появиться  в 1797 году, однако из представленной ниже переписки следует, что даже спустя три года, фактически волость существовала лишь на бумаге:

20 декабря 1800

Правительствующаго Сената из Экспедиции Государственнаго хозяйства и опекунства иностранных.

 

Господину Действительному Статскому Советнику Тобольскому Гражданскому Губернатору и Кавалеру Кошелеву

 

В следствие конфирмованнаго его Императорским Величеством в 7-й день августа 1797 года доклада, поднесеннаго от Экспедиции Государственнаго хозяйства о составлении из казенных селений волостей и порядке внутренняго их управления, писано было бывшим Генерал прокурором князем Куракиным к вашему Превосходительству дабы вы доставили к нему обстоятельное сведение из какого звания поселян какая составлена будет волость, сколько к ним припишется деревень, ревизских душ, земель и угодий, на какое пространство верст будет простираться окружность, какой волости и где будут назначены волостныя правления. Но как по сие время таковых сведений от вас еще не доставлено, почему высочайшая воля остается не исполненною, то и разсуждено: отнестись к вашему Превосходительству, дабы вы благоволили приложить возможное старание о скорейшей присылке в Экспедицию Государственнаго хозяйства тех ведомостей. Исай Лефебер

 

Секретарь Ливотов

 

Ведомость учиненная у Тобольскаго Гражданскаго Губернатора из сведений Казенной Палаты и земских судов по предмету составления волостей и учреждения волостных правлений

 

Звание волостей и с какого количества селений и людей оные составлены

 

Сколько

во оных ревиз-ских

душ

 

Какое количес-тво земли

 и угодий

На какое простран-

ство прости-рается

окружность какой

волости

 

Где

учреждены волостные правления

В Красноярской округе

Волость Нахвальская из             48-ми селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе 

Итого                                     

 

Волость Рыбинская                     Из 35-ти селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков                          

Итого                                     

 

Волость Ладейская из                 36-ти селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе 

Итого                                   

 

 

Волость Заледеевская из           25-ти селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе       

Итого                                    

 

 

Волость Боготольская из           19-ти селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

Ямщиков                                 

посельщиков во льготе    

Итого    

 

 

Волость Минюсинская из         48-ми селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе     

Итого       

 

Волость Новоселовская из       45-ти селений

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе     

Итого                                                                 

 

Волость Балыхтинская из         сорока селений  

В них жительствующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе     

Итого  

 

Волость Ачинская из                   29-ти селений

В них жительтвующих

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

посельщиков во льготе     

Итого    

 

А во всей Красноярской округе

Крестьян:

Государственных, экономических

и бывших подзаводских

Ямщиков                                 

посельщиков во льготе

Итого   

 

 

 

 

 

 

 2874

       41

   2915

 

 

 

 

 

 

2500

     10

2510

 

 

 

 

 

 

2494

      13

 2507

 

 

 

 

 

 

 

2552

     10

2562

 

 

 

 

 

 

 

2058

     20

   147

2225

 

 

 

 

 

 

 

2547

   152

2699

 

 

 

 

 

 

2445

       1

2446

 

 

 

 

 

 

  

2475

       -

2475

 

 

 

 

 

 

2221

    23

2244

 

 

 

 

 

22166

       20

     397

22583

 

 

 

в деревне Нахвальской

 

 

 

 

 

 

 

в деревне Рыбинской

 

 

 

 

 

 

 

в деревне Ладейской

 

 

 

 

 

 

 

 

в деревне Заледеевской

 

 

 

 

 

 

 

 

в деревне Боготольской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 в деревне Минюсинской

 

 

 

 

 

 

 

в деревне

Новоселовской

 

 

 

 

 

 

 

 

в деревне Балыхтинкой

 

 

 

 

 

 

  

в деревне Ачинской

 

 

 

 

 

Источники и литература

[1] Мессершмидт Д.Г., Экспедиция в Сибирь 1720-1727 гг. Т. 1., Дневники 1721-1722 гг., Берлин, 1962, 380 с. (На нем. языке. Перевод А. А. Миллер).

[2] Миллер Г.Ф. Путешествие от Красноярска через степи реки Июс до реки Абакана и Саянского острога, а оттуда через Лугазинский и Ирбинский медный и железный заводы до Абаканска и далее вниз по Енисею назад до Красноярска. 1739 г.

[3] Степанов А.П. Енисейская губерния. Санкт Петербург, 1835.

[4] Миллер Г.Ф. Путешествие от Красноярска через степи реки Июс до реки Абакана и Саянского острога, а оттуда через Лугазинский и Ирбинский медный и железный заводы до Абаканска и далее вниз по Енисею назад до Красноярска. 1739 г.

[5] Христианство и церковь в России феодального периода// Новосибирск. Наука. 1989 год.

[6] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 1. Д. 297, Ф. И156. Оп. 2. Д. 2802, Ф. И156. Оп. 3. Д. 1144, Ф. И156. Оп. 3. Д. 2142, Ф. И156. Оп. 3. Д. 2364.

[7] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1 Д. 189 (4).

[8] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 496А.

[9] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 496Б.

[10] ГАКК. Ф. 592. Оп. 2. Д. 217.

[11] ГАКК. Ф. 873. Оп. 1. Д. 7.

[12] Пестов И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. г. Москва. Типография Московского университета, 1833 год.

[13] Тобольский архив. Ф. И329. Оп. 13. Д. 32.