Исповедная роспись - это ежегодный отчетный документ, составляемый по каждому приходу Российской империи в XVIII - XX веках и представляющий из себя посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев до 1 года), с отметкой для каждого человека, о «бытии его во время Великого поста (в Святую Четыредесятницу) у исповеди и Святых Тайн Причастия», а если нет, то «за каким винословием» (причина отсутствия). Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами и ревизскими сказками, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна, так как ревизии населения проводились нерегулярно, или их материалы не сохранились до наших дней.
В качестве примера на рисунке далее приводится часть исповедной росписи Новоселовской Петро - Павловской церкви 1773 года [1], в разделе «Служилые и их домашние» в которой переписана семья отставного казака Андрея Родионова сына Катцына с братьями Ильей, Филиппом и Козмой. Населенный пункт здесь не указан, но полагаю, что Новоселово.
В приведенном ниже фрагменте исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год в разделе "Служилые казаки" под N48 записана семья служилого казака Екима Степанова Катцына 36 лет. У него жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор 2 лет и Иван 2 лет (видимо близнецы). В последующем данная семья переписана в исповедной росписи росписи Красноярской Покровской церкви 1770 года, т.е. вернулась в Красноярск.
Ниже приведены фрагменты исповедных росписей Новоселовской Петро-Павловской церкви за 1792 год. Записана семья отставного казака д. Аешиной Андрея Родионова Катцына:
Семья его родного брата, жителя села Новоселова, крестьянина Филиппа Родионова Катцына:
Там же записана семья жителя д. Аешиной крестьянина Ильи Родионова Катцына:
В исповедных росписях отражался статус прихожан. По нашему региону в документ обычно включали следующие категории прихожан: духовные, статские, отставные дети боярские, солдаты, купцы, посадские, мещане, служащие казаки, отставные военные, служилые, крестьяне, поселенные, ясашные. В отдельных приходах категории сословий могли выглядеть несколько иначе. Так, по Красноярским церквям встречаются: Красноярской инвалидной команды служащие, Унтер Офицеры, рядовые, казенные денщики, почтовой конторы служащие, канцелярские служащие, служители оной конторы, почталионы, казачьей команды служащие, дворяне, крепостные, статские, не имеющие домов в губернском городе Красноярске, присяжные сержанты и др. В исповедных росписях Курагинскаго села Архангельской церкви по Ирбинскому заводу записаны: приказные, мастеровые заводские служители, цеховые, подмастерья, молотовые мастера, меховые, стальные, полные мастера и др.
В ГАКК хранятся, среди прочих, исповедные росписи церквей: Красноярской Покровской, Красноярской Благовещенской, Новоселовской Петро - Павловской, Анашенской Спасской, Бараитской Троицкой, Усть-Фыркальской Николаевской, Лугавской Троицкой, Каптырской Пророко-Ильинской, Шушенской Петро - Павловской за различные годы XVIII- XX вв.
Источники:
[1] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28.
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com