ОТКУДА  НАШИ  КОРНИ

Наиболее сложным для исследования, как и предполагалось, оказался вопрос о происхождении рода Катцыных, т.е. локализация местности, где они проживали задолго до прихода на берега Енисея. В своих предположениях я исходил из того, что возможно, в тех местах, откуда предки в XVII веке «сошли в Сибирские городы», остались носители нашей фамилии. Поиск облегчается тем, что фамилия эта очень редкая.

Пообщавшись в социальных сетях с однофамильцами, собрав информацию с различных генеалогических сайтов, ресурсов всемирной паутины о репрессированных и участниках Великой Отечественной войны и иных источников о лицах по фамилии Катцыны, я выяснил, что таких мест, кроме Красноярского уезда и Енисейской губернии не так много. Это Новгородская губерния, Сольвычегодский уезд Архангелогородской и Вологодской губерний, Урал и Алтай. 

 

Новгородская губерния 

  

Сведения за 1707 год: В Переписной книге Великого Новгорода за 1707 год [1]  упоминается драгун из казаков Катцын Григорий Борисов. Что касается наших дней, то мне не удалось установить фактов проживания людей по фамилии Катцыны в  Новгородской области.

 

Урал

 

Пути миграции русских переселенцев из европейской России в Сибирь проходили через Верхотурье, основанное в 1598 году. На р. Тура выросли и первые сибирские города: Тюмень (1586), Верхотурье (1597), Туринск (1600), на Иртыше - Тобольск (1587), на р. Сосве - Березов (1593), на р. Обь - Сургут (1594), на р. Полуй - Обдорск (1595), на р. Таз - Мангазея (1601), на Тавде - Пелым (1593). После постройки Верхотурья в нем устроили таможня и Бабиновская дорога стала обязательным и официальным трактом для проезда в Сибирь и обратно. В 1763 года таможня была закрыта и тракт официально упразднен.

В 1622 году Сибирский Архиепископ Киприан, направляясь в Тобольск посетил в Усть-Ницинской слободе, находящейся в месте впадения реки Ница в реку Тура, восемь русских семей, перевезенных ранее из России и заложил церковь, которая стала первой в округе.

Люди по фамилии Катцыны появились в различных уездах и волостях Тобольской губернии еще раньше, самые ранние упоминания о них относятся к 1621 году. В Усть-Ницинской волости Тюменского округа Тобольской губернии находилась деревня Катцына. В ревизии 1782 года [2] она записана, как вновь заселенная деревня, в которой показано четыре семьи, в которых всего 28 душ обоего пола, из них 10 душ мужского пола и 18 душ женского пола. 

Деревня Катцына на ревизии 1782 года
Деревня Катцына на ревизии 1782 года

Сведения о деревне Катцыной (Комбалиной) есть и в "Списках населенных мест 1871 года" [3]. В д. Катцыной Тюменского округа Тобольской губернии находилось 8 дворов, где проживало 27 душ мужского пола и 24 души женского пола.

В 1893 году [4], в той же деревне Катциной имелось 11 дворов, в них числилось 22 души мужского пола и 26 душ женского пола. 

Отображена данная деревня и на карте Генштаба Стрельбицого И.А. 1919 г.

Деревня Катцына на карте Стрельбицкого 1919 года
Деревня Катцына на карте Стрельбицкого 1919 года

По данной теме я нахожусь в контакте с известными уральскими исследователями в области генеалогии Оксаной Корневой и Юрием Коноваловым. Привожу выписку из письма Ю.В. Коновалова, адресованного мне:

Мне известно две семьи Кадцыных (Катцыных) в Западной Сибири в XVII веке.

Первая. Василий Васильев Кадцын пришел в 1621 году в Невьянскую слободу среди первопоселенцев. Прослеживается по документам до 1652 года. О каких-либо родственниках упоминаний не найдено. В переписи 1624 года есть указание на его происхождение «вилеженин».

Вторая. В 1647 году в Киргинской слободе были прибраны в крестьяне Иван и Яков Павловы Кадцыны. В 1652 году начал крестьянствовать их брат Родион. Про последнего в переписи 1681/83 г. сказано, что он родился «в уезде Соли Вычегоцкой на Виледи в Никольском погосте».

Обращает внимание, что обе известные семьи носителей редкой фамилии происходят из одной местности. Возможно, Вилядь – родина всех Кадцыных, в том числе и Ваших.

От себя отмечу, что упоминаемый здесь «Никольский погост на Виледи» значится также в имеющейся у меня выписке из ревизской сказки по деревне Петровской, а вышеуказанный Василий Катцын упоминается в «Верхотурской именной книге 1632 года», в которой, в частности, записано: «Васка Катцын пашет десятину без трети».

А вот что пишет о роде Катцыных, проживающем на Урале еще один исследователь уральскихфамилий Мосин А.Г. :

В Верх-Исетском заводе фамилию (в написании Катцын) носили крепостные Яковлева), при Калатином руднике (в варианте Кадцын) – крепостные крестьяне, в Верх-Нейвинском заводе Катцыны – крепостные крестьяне-старообрядцы, Кадцыны в деревне Треке – заводские непременные работники; в Невьянском заводе фамилию носили крепостные. К началу XVIII века фамилия получила распространение среди крестьян Киргинской слободы: в самой слободе жил Тимофей Яковлевич Кадцын с сыновьями Иваном (у него был сын Павел) и Кириллом (перепись 1719 года), в д. Завьяловой — Фирс Родионович Кадцын (именные списки 1708 года), позднее учтенный в деревне Пановой с сыном Петром, у которого были сыновья Андрей, Григорий и Герасим (перепись 1719 года); вероятно, Фирс Родионович Кадцын и был предком крестьян Кадцыных из деревни Калачиковой [5].

 Алтай

 

В начале XVIII века семья Катцына Никифора Иванова из деревни Рахмановой с реки Ницы пришла в деревню Усть-Мерецкую, которая затем стала принадлежать Колывано-Воскресенским заводам. Территория изображена на рисунке: 

Карта деревень Сузунского завода 1739 года
Карта деревень Сузунского завода 1739 года

По переписи 1705 года семья крестьянина Никифора Иванова Катцына упоминается ещё по деревне Рахмановой: 

Микифор Иванов сын Кадцын у него братья Григорей да Иван Карпов Дудин пашут четь и полчети десятины в поле а в дву потому ж Иван Карпов 705-го году умре [6].

В более ранних документах (1662, 1688, 1695 гг.) по этой же деревне также записано много крестьян по фамилии Кадцыны, но пока неясна их родственная связь с упомянутым выше Никифором Ивановым Кадцыным.

А в 1745 году уже по деревне Мерецой значится:

Крестьяне, упомянутые в первой ревизии, записаны в 1745 году в деревне Мерецкой: Никифор Иванов сын Кадцынов 69 лет, Григорий Никифоров 28 лет, Иван Григорьев 4 лет и Иван Григорьев 1 года [7].

Поскольку в документе говорится, что эта семья переписывалась и в 1-й ревизии 1719 г., стало быть, Никифор Иванов Катцын пришел в деревню Мерецкую между 1705 и 1719 годами. В дальнейшем, очевидно, потомки данной семьи проживали в разных деревнях принадлежавших Нижне-Сузунскому заводу.

Имеются отдельные выписки из исповедных росписей Вознесенской церкви за период 1769-1808 гг. по деревням: Усть-Мерецкая, Инская, Старая Одинцова. В них приводятся данные по семьям Ивана Андреева Катцына, Ивана Григорьева Катцына, его брата сродного Ивана Иванова Пругова и др. Документы находятся в Государственном архиве Томской области. Выписки из вышеуказанных исповедных росписей прихожан Вознесенской церкви  прислал из Томска Андрей Александрович Миллер, за что я ему очень признателен. В настоящее время потомки вышеназванных людей проживают, в том числе на Алтае, Кемеровской и Томской областях. 

 

Сольвычегодский уезд 

 

Известно что, на территорию будущих Архангельской и Вологодской губерний русские пришли с Новгородских земель в X-XI вв., систематическое заселение этих территорий русскими относится к XIII веку. Влияние Новгорода Великого утверждалось в северных землях несколько столетий. На основных путях новгородцев появлялись их поселения: Великий Устюг, Чернигов, Лальск, Яренск, Сольвычегодск и др. Ранее на этих землях жили различные финно-угорские племена.

Первыми «засельщиками» Сибири и Урала в XVI-XVIII веках были преимущественно выходцы с русского севера - из Архангельского, Двинского, Кеврольского, Важского, Устюжского, Яренского, Сольвычегодского, Лальского уездов.  

Сольвычегодский уезд
Сольвычегодский уезд

На то было несколько причин, в их числе:

-купцы, землевладельцы и промышленники Строгановы (выходцы из Сольвычегодского уезда) в конце XVI века организовывали первые походы Ермака на Урал и в Сибирь, люди для отрядов набирались ими в окрестных землях;

- на обширных территориях Русского Севера отсутствовало крепостное право, что существенно облегчало задачу набора людей для походов и возможного переселения в сибирские земли.

Разные люди шли в Уральские и Сибирские земли. Среди них выделялись казаки, как главная движущая сила завоевания Сибири, были также «вольные, охочие и гулящие люди», пленные «немцы», «поляки», и «литва», ссыльные и беглые крестьяне. Путь из европейской части России в Сибирь пролегал по «Великому санному пути», проходившему по маршруту: Москва - Ярославль - Вологда - Тотьма - Великий Устюг - Сольвычегодск, от Сольвычегодска - деревня Бурца - Большой двор на Виледи - Коракино - село Кибра на Сысоле - Палауз - село Ужга - Гидаево - Кай-городок на Каме - Лухна Коса - Уролка - Соликамск и далее по Бабиновской дороге до Верхотурья и в Сибирь.

Переселенцы привнесли в новые места обитания свою культуру, архитектуру, религию, обычаи, праздники, поморские фамилии и своеобразный говор, который в дальнейшем стал ассоциироваться с диалектом уральского и сибирского старожильческого населения. По материалам XVII века, хранящимся в РГАДА, установлено, что в некоторых деревнях Окологородной и Вилегоцкой волостей Сольвычегодского уезда проживали носители нашей фамилии в написании «Кадцыны», «Катцыны», «прозвище Кадцыных», иногда представители данного рода записывались ещё как «Труфановы» (по имени предка Труфана Кадцына) и «Яишницыны».

Из писцовой книги Сольвычегодского уезда 1647 года :

Деревня Свинино на реке на Нимянде а в ней двор пуст Якушка Никитина прозвище Кадцыных збежал в сибирские городы во РНВ-м году а пашня того двора и сенные покосы лежат впусте [8].

Якушка Кадцын в писцовой книге 1647 года
Якушка Кадцын в писцовой книге 1647 года

Писцовая книга Сольвычегодского уезда 1645 г. [9] уточняет, куда «збежал» Якушка:

Двор пуст Якушки Микитина Кадцына он збрел к Соли Камской пашни паханые середние земли, пять четей с полуосминою в поле а в дву потому ж сена меж пол и по заполью пятнатцат копен в живущем чет и полчети выти поскотины десят десятин лесу тож пол

Якушка Микитин Кадцын в писцовой книге 1645 года
Якушка Микитин Кадцын в писцовой книге 1645 года

Примечание Сбрёл (Збрёл) – от сбрести, сбреду, сбредёшь, сбраживать, прош. вр. сбрела; сбредший; сбредя, совер. (к сбредать) (обл.). Отойти в сторону, уйти. «Скотина сбрела со двора» [10]

В материалах «Писцовой книги Усольского (Сольвычегодского) уезда 1625 года» записано имя отца Якунки Никитина Катцына (Кадцына) - черносошного крестьянина деревни Свининой Никиты Труфанова прозвище Кадцыных:

(Л. 106 об.) Деревня Свинино на речке на Нимянде а в ней крестьяне Во дворе Никитка Труфанов с сыном с Якункою Во дворе Митрофанко Труфанов Во дворе половник Митрофанка Труфанова Конанко Петров Во дворе вдова Оксиница Офонасевская жена Труфанова владеет по даной 7027 году пашни паханые середние земли пят четвертей с полуосминою в поле а в дву потому ж сена меж пол и по заполью пятнатцат копен (Л. 107) в живущем чет и полчети выти Поскотины десят десятин лесу тоже пол [11].

Фотокопия фрагмента Л. 106 об. этого документа публикуется ниже:

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 446. Л. 106 об.
РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 446. Л. 106 об.

Здесь "Труфанов" означает не фамилию, а отчество. Труфан - ранняя форма мужского имени Трифон. Поскольку это имя происходило из Греции, в ранних переводах текстов с греческого языка, букву Y (ипсилон) передавали в письме славянской буквой «У», то есть, имя трансформировалось так: "ТРYФАН", потом "ТРУФАН" и наконец, как "ТРИФАН" (ТРИФОН).                                                                                                                                                                                         

 

Из текста следует, что данная земля в Окологородной волости принадлежала семье Кадцыных с 1519 года. О том, что наши предки владели недвижимостью в Сольвычегодском уезде в XVII веке, свидетельствует еще один документ от 8 сентября 7132 (1623) года : «Купчая старца Введенского монастыря Прохора Сергеева сына Вологжанина на двор в Афанасьевском приходе, проданный Татьяне Трифоновой Кадцыной». [12]. Упоминаемая в нем Татьяна Трифонова Кадцына приходится родной сестрой моему предку Никите Трифонову Кадцыну. Ниже приводится небольшой фрагмент (начало купчей), полный текст смотрите здесь.

Примечание - Черносошные крестьяне, стар.- сошники, казенные, живущие на свободных землях, не крепостные и не обеленные, а платившие от черной сохи подушное, подать. Обельный, стар. обращенный в рабство, купленный, крепостной, стар. холоп [13]

В более ранней "Приправочной книге Усольского уезда 128 (1620) года" также есть данные о Труфане и четырех его сыновьях - Никите, Митрофане, Афанасии и Иване.

Видимо семья жила достаточно зажиточно, поскольку все братья Кадцыны ставили более 300 копен сена, тогда как в большинстве соседних дворов ставилось лишь по 15-20 копен. Вот выписка из документа:

В Усолском же уезде стан Окологородной а в нем государевы чорные деревни                                                                      Деревня Свинино на речке на Нименде а в ней крестьян Во дворе Никитка Труфанав двор Митрофанка Труфанав Во дворе Ивашка Труфанав Во дворе вдова Оксиница Офанасевская жена Труфанова пашни пахоные середние земли две чети без полу осмины да перелогом две чети без полу осмины в поле а в дву потому ж сена пятнатцат копен в живущем пол чети выти а в пусте пол чети ж выти да под тою ж деревнею пожня Бокуша в Еремине логу за Микитою Труфановым з братями сена на ней ставитца триста десят копен оброку с них платят по щтинатцати алтын по четыре денги на год… [14]

А ниже представлена фотокопия фрагмента документа:

Приправочная книга 1620 года. Никитка Труфанов
Приправочная книга 1620 года. Никитка Труфанов
Приправочная книга 1620 года. Никитка Труфанов
Приправочная книга 1620 года. Никитка Труфанов

Примечание – земля в XV-XVII вв считалась не сотками и не десятинами, а «четвертями», или «четьми». Обычно четь составляла 1200 кв. сажен. Так, как предками использовалась трехпольная система земледелия, когда одна часть земли отводилась под озимые, другая под яровые и, наконец, третья под пар, то это трехполье обозначалось выражением: «в поле, а в дву потому ж». К примеру, если записано: «15 чети в поле, а в дву потомуж», это означало, что в каждом из трех полей было по 15 чети, стало быть, общая площадь земли составляла 45 чети. Сенная, или луговая площадь обычно считалалась «копнами», которых в одной десятине находилось десять. Половина «чети» земли, составляющая 600 кв. саженей, называлась «осминою». Третья часть чети называлась «третником». Меры земли больше чети назывались «вытями», «сохами» и «сошками», а самый процесс их измерения «четвертным», «вытным» и «сошным» письмом. Место, где происходил сбор сена назывался «пожня». Берег реки, покрытый обильным илом и взятый под запашку, именовался «наволоком». Иногда так называли новый поселок. Крестьяне, пахавшие землю на себя и на другое, более сильное лицо под половину сбора хлеба, именовались «половниками», неполноправные же крестьяне назывались «захребетниками» и «подсоседниками».

Неясно, по какой причине Яков Кадцын ушел в Соль Камскую. Вероятно, способствовало этому, в том числе, и соседство с вотчиной Строгановых. Ведь известные русские купцы, землевладельцы и предприниматели Строгановы проживали всего в восьми верстах от д. Свининой, в городе Сольвычегодске. Основатель рода Строгановых Спиридон пришел на берега Двины с Новгородских земель в XV веке. Его потомки - Семен Аникеевич Строганов и его племянники Максим Яковлевич и Никита Григорьевич в отечественной истории известны тем, что в 1578 году призвали с Волги на Чусовую дружину Ермака. В 1580 году, присоединив к ним своих и наемных людей, снабдив их оружием, порохом, свинцом, провиантом, Строгановы отправили отряды Ермака на завоевание Сибири.

Главным источником доходов многочисленного рода Строгановых была солеваренная промышленность. Семья владела соляными промыслами в Сольвычегодском, Устюжском и других окрестных уездах. В XVII в. в Сольвычегодске жили Иван Максимович (1592-1644), его сын Данило Иванович (1622-1668), Андрей Семенович (1581-1649) Строгановы и другие. В 1625 году Иван Максимович и его брат Максим Максимович получили от царя жалованную грамоту на владение землями по рекам Каме, Чусовой, Обве, Иньве, Косьве и Яйве, где они также занимались и устройством соляных варниц.

Для развития новых промыслов требовались люди, которых, вполне естественно, было проще набрать поблизости, в Сольвычегодском уезде, из числа разорившихся и одиноких крестьян, охотников за удачей. Возможно, одним из таких добровольцев и был осиротевший и холостой Якунка Никитин Кадцын, которому тогда, наверное, было около 20-25-ти лет. В каком статусе и сколько времени Яков прожил в Соли Камской, пока установить не удалось, но в 7170 (1662) году [15] его следы обнаружились в Красноярске, в отряде пеших казаков, где он служил вместе с Олешкой (Алексеем) Афанасьевым Кадцыным, предположительно двоюродным братом Якова, сыном Афанасия Трифонова Кадцына. Кто из них пришел в Красноярский острог раньше, а может они появились там одновременно, пока неизвестно. Несомненно, что этот Якунка был сыном черносошного крестьянина Никиты Труфанова из деревни Свиньиной Окологородной волости Усольского уезда. Поэтому именно Окологородную волость Сольвычегодского уезда на данный момент можно считать родиной наших далеких предков.

Деревня Свиньинская на карте Генштаба Стрельбицкого 1870 года
Деревня Свиньинская на карте Генштаба Стрельбицкого 1870 года

В «Списках населенных мест Вологодской губернии» [16] по проселочной дороге от города Сольвычегодска в город Лальск, по правую сторону этой дороги, показана деревня Свиньинска при реке Осиевке, расположенная в 8-ми верстах от города Сольвычегодска, в которой всего пять дворов, а в них 20 душ мужского пола и 25 лиц женского пола. Там же даны сведения о деревнях Ванево, Шертима, Савинская, Макарово, Рычково, Антово, Слудка, Проскуринска.


 

Источники:

[1] Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII в.-начала XVIII в. Сб. документов. Сост. И.Ю. Анкудинов. СПб, 2003.

[2] Тобольский архив. Ф. И154. Оп. 8. Д. 28.

[3] Тобольская губерния. Списки населенных мест 1871 года. Санкт-Петербург. Издание ЦСК Министерства Внутренних дел, 1871 г.

[4] Волости и населенные места 1893 г. Вып. 10. Тобольская губерния. Санкт-Петербург. Издание ЦСК МВД, 1894 г.

[5] «Словарь Уральских фамилий Мосин А.Г., Екатеринбрг, 2000. 

[6] Крестьянская книга Тобольского уезда 1705 г.// РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. . 1434.

[7] ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 28.

[8] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15052. Л. 144 об.

[9] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 451. Л. 118 об.

[10] В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусскаго языка. Спб. 1882 гг., т 4. стр. 145.

[11] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 446. Л. 106 об., 107.

[12] РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 4. Л. 186.

[13] В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусскаго языка. Спб. 1882 гг., т 4. стр. 614.

[14] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15039. Л. 68 об.

[15] РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ч. 2. Кн. 438. Л. 312-326.

[16] Список населенных мест по сведениям 1859 года. Вологодская губерния. ЦСК МВД, Спб., 1866 г. Стр. 258.