Миграция в пределах Енисейской губернии

Как удалось установить, наши предки пришли в Красноярский острог среди первых русских жителей в середине XVII века. После чего, в течение длительного периода времени, они оседло проживали в Красноярске, на территории Подгородной и Заледеевской волостей Красноярского уезда, а позднее Енисейской губернии, в Новоселовской, Кнышенской, Тесинской, Шушенской, Абаканской и других волостях Минусинской округи (уезда) и Ужурской волости Ачинской округи (уезда).

Однако отдельные семьи иногда меняли место своего жительства. Эти переезды, вероятно, были связаны, прежде всего, с политикой государства, стремившегося к максимально полному освоению территории Сибири. Создавались новые населенные места, и жители в них расселялись из близлежащих, наиболее крупных и экономически более развитых деревень, были видимо и причины личного характера.

Любое перемещение, а тем более переселение жителей России очень жестко регламентировались и контролировалось. Существовала такая норма, как «причисление людей» к поселениям, которое производилось на основании соответствующих указов Губернских Казенных палат.

Первая волна переездов моих предков приходится на середину 60-х годов XIX века. Это, очевидно, связано, в том числе, с отменой в 1861 году крепостного права в России. Многие семьи наших предков принадлежали к крестьянскому сословию. И, хотя в Сибири крепостное право отсутствовало, одним из пунктов Манифеста об отмене крепостного права предусматривалась свобода передвижения крестьян, чем отдельные семьи не преминули воспользоваться.

Вторая волна переселения относится к советскому периоду. После 1917 года существенно изменилась структура населения, жизненный уклад. В годы политических репрессий люди обычно покидали насиженные места не по своей воле.

Мне удалось проследить за миграцией некоторых семей в Енисейской губернии. 

 

Красноярская Покровская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XVIII   века
Красноярская Покровская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XVIII века

Город Красноярск 

Среди первых лиц по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог, вероятно после 1643 года, был казак Яков Никитин Катцын, проживавший ранее в деревне Свининой Окологородной волости Сольвычегодского уезда. Возможно, перед тем, как попасть в Красноярск, Яков некоторое время прожил в Соли Камской. Из писцовых книг Сольвычегодского уезда 1645 и 1647 гг. известно, что «…Якунка Никитин прозвище Кадцыных збежал (збрел) в Сибирские городы, а именно, в Соль Камскую в РНВ-м (1643) году». Более подробно смотрите далее, в разделе «Откуда наши корни».

В Красноярске Яков имел сына Михайлу, который являлся конным казаком. У Михайлы Яковлева Катцына (Кадцына) были сыновья Родион и Ермолай. Ермолай служил Красноярским казаком и проживал в Красноярске. Сыновей у него не было. Старшая дочь Ермолая Катцына - Екатерина вышла замуж за красноярского мещана Михаила Петрова Петлишного, младшая дочь Анна была замужем за красноярским мещанином Иваном Федоровым Черкасовым. Имя мужа средней дочери Ермолая – Марии пока установить не удалось. Родион Михайлов Катцын был вначале казаком, а после сокращения штатов красноярских казаков стал разночинцем. Его старший сын Андрей и младший Иван имели статус казаков, а три других сына – Илья, Филипп и Козма занимались крестьянским трудом.

По переписям Красноярска и уезда 1713 и 1719-22 гг. в Красноярске проживал также пеший казак Василий Катцын, который, несомненно, приходится родственником Михаилу. Однако установить их родственные отношения пока не удалось. Василий также проходил службу в отряде красноярских служилых людей. Его сыновья Степан и Фома тоже являлись казаками, а Ларион был разночинцем и крестьянином.

В метрических книгах, исповедных росписях Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей за XVIII-XX вв., содержатся  записи, касающиеся красноярцев по фамилии Катцыны, в том числе потомков Ермолая, Степана, Фомы, а также учителя Красноярской начальной школы Федора Дмитриева Катцына и др.  

Красноярская Благовещенская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XIX века
Красноярская Благовещенская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XIX века
А вот еще снимок Благовещенской церкви
А вот еще снимок Благовещенской церкви

Станица Дрокинская

В конце XVIII  века семья разночинца Лариона Васильева Катцына, у которого была жена Авдотья Борисова, сыновья Михаил и Демид, переехала из Красноярска в деревню Дрокину Заледеевской волости. Сыновья Демида являлись крестьянами, а сыновья Михаила были преимущественно казаками и служили в 1-й сотне Енисейского казачьего полка  станицы Дрокинской, там же служил Фока Иванов Катцын (сын Ивана Степанова Катцына), семья которого зафиксирована в исповедной  росписи Коноваловского стекольного завода Знаменской церкви 1835 года:  

Деревня Тетерина

На рубеже XVIII и XIX вв. отставной казак Иван Степанов Катцын и его двоюродный брат, разночинец Михаил Фомин Катцын, внуки Василия Яковлева Катцына, покинули Красноярск и поселились неподалеку в д. Тетериной Подгородной волости. Жители Тетериной состояли в приходе Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей.

Карта подгородных волостей Красноярска 1859 года
Карта подгородных волостей Красноярска 1859 года

Ирбинский железоделательный завод

В исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год по Ирбинскому железоделательному заводу в разделе «Служилые казаки» записана семья Екима Степанова Катцына, внука Красноярского пешего казака Василия Катцына. В 1770 году семья Екима вернулась в Красноярск. 

Деревни Шунерская, Очур (Очурская), Каптырева и Каменка

Крестьянин деревни Аёшиной Новоселовской волости Иван Филиппов Катцын  в период между 1800 и 1805 гг. переехал в деревню Шунерская Шушенской волости. У Ивана Филиппова  была жена Соломия Матвеева и дети: Михаил, Тарас, Мавра, Мария и Евдокия.

Тарас Иванов Катцын упоминается в документах 30-х годов XIX века, как участник строительства казенного поселения  Сабинского. Первой женой Тараса была  Агафья Прокопьева, второй женой Неонила Федорова. От 2-х браков родились сыновья Филипп, Петр и Гордей, а также дочери Ксения и Агафья. В дальнейшем Филипп, Петр и их потомки жили в окрестных деревнях Очур и Каптырева. Гордей Тарасов Катцын с женой Марфой Сергеевой и сыновьями Денисом и Лаврентием проживали в Каменке.

 

Село Верхне-Усинское

В начале XX века некоторые потомки Тараса Иванова Катцына поселилась в Усинском пограничном округе (южная часть Енисейской губернии, на границе с северной Монголией) в селе Верхне - Усинском. Среди них был сын Тараса - Петр с женой Татьяной Лукьяновой, у которых был сын Роман и внуки Григорий, Дмитрий, Михаил, Елизавета и др. Из документа Минусинского архива (см. ниже) следует, что семья Романа Петрова Катцына переселилась в В-Усинское в 1902 году.  

Ф. Р-142. Документ Минусинского городского архива около 1920 года
Ф. Р-142. Документ Минусинского городского архива около 1920 года

Село Новоселово

В период между 1-й и 2-й ревизиями (1722-1748) семья разночинца Родиона Михайлова Катцына ушла из города Красноярска в село Новоселово. Примерно в 1775 году семья Родиона (за исключением Филиппа) переехала из села Новоселово в деревню Аёшину, а в 1798 году в Аёшину перебралась и семья Филиппа. Филипп имел жену Агафью Петрову и детей - Прокопия, Бориса, Ивана, Прохора, Прасковью 1-ю, Прасковью 2-ю и Матрену.

В середине XIX века в село Новоселово из деревни Аешиной переехала семья крестьянина Григория Спиридонова и Мариамны Гавриловой (в девичестве Ленивцевой) Катцыных. Их потомки жили в Новоселово много десятков лет.

 

Село Анашенское

В 90-е годы XIX века Катцын Николай Петров и его жена Дарья Гаврилова из д. Аёшиной  переехали в село Анашенское, где стали жить в семье Алексея Ефимова Кожуховского, приемного сына Николая Петрова  Катцына. Жители села Анашенского состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.

Село Анаш. Видна каменная Анашенская Спасская церковь постройки 1806 года
Село Анаш. Видна каменная Анашенская Спасская церковь постройки 1806 года

Деревня Чернокомская (Чернавка, Черная Кома)

В 60-е годы XIX века из д.Аешиной в д. Чернокомскую Новоселовской волости переехали крестьянские семьи братьев Петра и Михея Матвеевых Катцыных. Жители деревни состояли в приходе Комской Покровской церкви. Прихожанами этой церкви также были православные жители села Комского, деревень: Кульчек, Безкиш, Ивановка. 

 

Деревня Кокарева

По Указу Енисейской Казенной Палаты от 19 марта 1858 г. N2564 в д. Кокореву Новоселовской волости была причислена семья крестьянина Катцына Герасима Афанасьева и его жены Марьи Семеновой  из д. Аешиной. В эту деревню также были причислены семьи: Сургутских из д. Улазской, Черкашениных, Черкасовых и Песеговых  из д. Яновой. По этому указу было перераспределено много семей Новоселовской волости во вновь образуемые и малонаселенные деревни волости. Жители деревни Кокоревой состояли в приходе Новоселовской Петро-Павловской церкви.

 

Деревня Янова

С середины XIX века в Яновой Новоселовской волости проживала семья уроженца д. Аешиной Катцына Федора Герасимова, у которого была жена Наталья Семенова Катцына (в девичестве Скобелина).

 

Деревня Светлолобова

В 1776 году в деревне Светлолобовой проживала семья служащего казака Ивана Родионова Катцына.

В начале XX там же проживали семьи крестьян Михаила Афанасьевича Катцына и Афанасия Романовича Катцына.

 

Село Батеневское (деревня Батенева, Батени)

В селе Батеневском в разное время жили несколько семей Катцыных, выходцев из д. Аешиной. Так, с 50-х годов XIX века там проживала семья  Катцына Никифора Трифонова, позднее семьи Катцына Николая Дмитриева, Катцына Павла Михайлова, Катцыной Анастасии Александровой, Катцына Михаила Ефимова, Катцына Мокея Федотова (Федосимова) и другие. С начале XX века в с. Батеневском проживала семья еще одного бывшего жителя д. Аёшиной, Катцына Лукьяна Иванова и его жены Агриппины Степановой. Жители села состояли в приходе Батеневской Живоносного Источника Иконы Божией Матери церкви. 

Ниже представлены живописные виды в районе пристани Батеневой. Фото начала XX века:  

Деревня Тесинская (Тесь)

После 1863 года в деревню Тесинскую Новоселовской волости из деревни Аешиной переехала крестьянская семья Максима Спиридонова Катцына и его жены Дарьи Силовой. Жители деревни состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.

Села Новоселово, Анаш, деревни Малый Имыш, Большой Имыш, Аёшина, Батенева,Тесинская, станица Соляноозерная и др. на карте 1888 года
Села Новоселово, Анаш, деревни Малый Имыш, Большой Имыш, Аёшина, Батенева,Тесинская, станица Соляноозерная и др. на карте 1888 года

Деревни Имышенская и Черноимышенская (Сухоимышенская)

Семья моего предка разночинца Родиона Михайлова Катцына, после I-й ревизии 1722 года «перешла собою» из Красноярска в село Новоселово. Один из 5-ти сыновей Родиона - Кузьма, примерно в 1770 году перебрался в деревню Имышенскую, находящуюся неподалеку.

Самые ранние найденные сведения о деревне Имышенской относятся к 1776 году. В документе Тобольского архива о строительстве Бараитской Троицкой церкви упоминается мещанин этой деревни Козма Катцын. Список жителей деревни смотрите здесь. По исповедной росписи Новоселовской Петро-Павловской церкви 1778 года семья крестьянина Кузьмы Родионова Катцына записана уже по деревне Сухоимышенской. Жители деревень Имышенская и Черноимышенская вначале состояли в приходе Новоселовской Петро-Павловской и Караульно-Острожской Спасской церквей. Однако, после открытия в 1781 году Бараитской Троицкой церкви, жители дд. Имышенской и Черноимышенской (Сухоимышенской) перешли в приход этой церкви.

Следует отметить, что в то время очень часто деревни имели по 2-3 названия. Вот и деревня Черноимышенская называлась, как Сухоимышенская, Чернавка, Малоимышенская, ныне именуется, как Малый Имыш. Деревня Имышенская стала называться Большеимышенской, сейчас известна, как Большой Имыш.

Семья Кузьмы Родионова Катцына и его потомки на протяжении ряда лет проживали в деревнях Имышенская, Черноимышенская, Ягинская, Кузурбинская Ужурской волости, д. Берешинской Шарыповской волости, где занимались преимущественно крестьянским трудом.

Динамика изменения количества дворов и числа жителей деревень Черноимышенской и Имышенской за период с 1776 по 1893 гг. представлена в следующих таблицах:                                                                              

 

  Деревня Имышенская

Год

Количество

Как поименована

Дворов

Жителей

Обоего пола душ

Мужского пола душ

Женского пола душ

1776[1]

21

127

66

61

Имышенская

1778[2]

15

118

56

62

Имышенская

1792[3]

21

165

87

78

Имышенская

1799[4]

22

181

90

91

Имышенская

1816[5]

27

276

134

140

Имышенская

1845[6]

46

353

163

190

Имышенская

1850[7]

36

369

170

199

Имышенская

1859[8]

57

520

287

233

Больше-Имышенская

1893[9]

105

565

325

240

Больше-Имышенская

  

  Деревня Черноимышенская

Год

Количество

Как поименована

Дворов

Жителей

Обоего пола душ

Мужского пола душ

Женского пола душ

1776

6

20

7

13

Черноимышенская

1778

8

49

26

23

Сухоимышенская

1792

13

76

31

45

Черноимышенская

1799

25

185

82

103

Черноимышенская

1816

29

225

106

119

Черноимышенская

1845

39

271

129

142

Черноимышенская

1850

37

280

130

150

Малоимышенская

1859

50

416

267

149

Мало-Имышенская

1893

120

574

363

211

Мало-Имышенская

 

Деревня Кузурбинская

В д. Кузурбинской  Ужурской волости в конце XIX века жила семья Федора Павлова Катцына.

 

Деревня Берешенская (Поперешинская)

В 1818 году семья уроженца деревни Имышенской Ужурской волости Ачинской округи Владимира Козмина Катцына переехала в деревню Берешенскую (Поперешинскую) Ужурской волости.

У Владимира была жена Евдокия Иванова и сыновья Василий и Сильвестр.

 

Деревня Усть-Караскирская (Усть-Караскыр)

В 70-е годы 19 века из деревни Аешиной в деревню Усть-Караскырскую Абаканской волости перебрались крестьянские семьи  братьев Якова, Феодора, Макария и Трофима Петровых Катцыных. Жители деревни Усть–Караскыр  состояли в приходе Белоярской Николаевской  церкви.

 

Деревня Кнышенская

В 1866 году уроженцы д. Аешиной Хрисанф Гордеев Катцын с женой Еленой Константиновой и детьми Мариамной, Дмитрием и Иваном, братья Иван и Семен Матвеевы Катцыны, а также  Андрей Федоров Катцын поселились в деревне Кнышенской Тесинской (Кнышенской) волости. В память о своей малой родине братья Катцыны назвали Аёшкой ту часть деревни Кнышенской, где стояли их дома.

 

Село Идринское

В 1866 году из деревни Аёшиной в село Идринское Абаканской волости переехала семья отставного солдата Лариона Федорова Катцына, у которого были жена Наталья Козмина (в девичестве Черкашенина, уроженка д. Яновой) и сын Семен.

 

Деревня Сонская (село Сон)

В марте 1860 года семья еще одного жителя деревни Аёшиной крестьянина Семена Афанасьева Катцына и его жены Параскевы Павловой  переехала в деревню Сонскую (село Сон) Новоселовской волости.

Семья крестьянина Семена Еремеева Катцына и его жены Параскевы Антоновой,  после 1864 года переехала из деревни  Аёшиной в деревню Сонскую (Сон).

 

Деревня Знаменская

После 1863 года семья уроженца д. Аёшиной крестьянина Феодора Васильева Катцына и его жены Домникии Дмитриевой стала  жить в деревне Знаменской Новоселовской (Знаменской) волости. 

 

 

Источники:

[1] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 3. Д. 1409.                                                                                                

[2] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28 Б.

[3] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 131 Г.

[4] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 189 Е.

[5] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 467 А.

[6] ГАКК. Ф. 592. Оп. 2. Д. 217.

[7] ГАКК. Ф. 160. Оп. 3. Д. 407.

[8] Список населенных мест по сведениям 1859 года. Енисейская губерния. Спб., 1864.

[9] Волости и населенные места. Тобольская и Енисейская губернии. ЦСК МВД. Спб., 1893.